ВСЁ ПРО ЧАЙ


Ты, верно, хочешь сказать, что меньше чаю желаешь? - Гораздо легче выпить больше, а не меньше, чем ничего, - сказал Болванщик.

Экономические основы чайной торговли. Часть 2.

Экономические основы чайной торговли. Часть 2.

Акции или паи.

Различия между акционерным обществом и товариществом на паях (начиная с 1836 г.) были скорее терминологическими.

В одном случае, акционерный капитал делился на акции и владельцев акций назвали акционерами.

В другом случае, акционерный капитал делился на паи и владельцев паёв называли пайщиками.

Учредителей акционерных обществ могло быть один, два или более.

Учредителями могли выступать даже различные юридические лица, в том числе торговые дома в формах полного товарищества, либо товарищества на вере.

Цель акционерного общества, стоимости паёв и размеры капиталов.

Целью учреждения общества в дореволюционной России заявлялись, как создание нового дела и организация новых производств, так и развитие уже существовавшего дела.

Если акционерное общество создавалось на основе старого дела, акционеры на общем собрании должны были определить цену имущества, переходящего обществу. Если же стороны не могли договориться о цене, общество считалось «несостоявшимся».

При создании акционерного общества, нередко, ему переходило не только имущество, но и долги, по соглашению с действующими кредиторами и согласно законодательству.

Сумма уставного капитала и стоимость паёв у акционерных обществ существенно отличались. Закон требовал указания суммы основного капитала и нарицательной стоимости акции в уставе. В то же время, следует заметить, длительное время никаких требований по минимальному уставному капиталу и минимальной стоимости акции не было.

В среднем, по рынку к 1896 г., практически не встречалось акционерных обществ, где основной капитал был бы ниже 200.000 руб. и нарицательной стоимостью акции ниже 187 руб. 50 коп.

Стоит отдельно взглянуть на чаеторговый рынок.

Уставные капиталы лидеров чайного рынка России конца XIX в. составляли от нескольких миллионов, до более чем десяти миллионов рублей. В начале ХХ в. размеры уставных капиталов у ряда акционерных обществ выросли ещё больше.

Если же говорить о годовых оборотах чаеторговых фирм, то у лидеров рынка, на рубеже XIX – нач. ХХ вв., он доходил до 32.000.000 – 35.000.000 руб.

Номинальная же стоимость акций и паёв, в XIX – нач. ХХ вв., ряда чаеторговых фирм Российской империи находилась в интервале от 500 до 10.000 руб. – в зависимости от фирмы.

Акции в дореволюционной России, как и в наше время, могли подразделяться на обыкновенные и привилегированные.

Привилегированные акции могли иметь повышенную доходность, а также приоритет по требованиям возврата средств в случае банкротства и ликвидации фирмы.

Акции фирмы распределялось между учредителями акционерного общества и приглашёнными к участью в фирме лицами.

Общее собрание акционеров также могло своим решением выпустить дополнительную эмиссию акций. С выпуском новых акций должен был увеличиваться запасной капитал фирмы, дабы не размывалась доля старых акционеров.

Старые акционеры, при выпуске новых акций, имели право приоритетной покупки. Лишь в том случае, если дополнительный выпуск акций не раскупался, акции допускались к открытой продаже по публичной подписке и с разрешения Министерства Финансов Российской империи.

Экономические основы чайной торговли. Часть 2.

Создание акционерного общества было выгодно и тем, что при передаче обществу имущества, прежний владелец мог получить не только деньги, но и выбрать, по соглашению с обществом, акции по их нарицательной цене, которая могла быть существенно ниже рыночной. Это, де-факто, позволяло за счёт использования юридической нормы увеличить своё имущество!

Законодательство также требовало от акционерных обществ ведения учёта акционеров.

Регламентировались дореволюционным законодательством порядок внесения средств в акционерное общество и их вывода.

Акции обществ, облигации и купонные листы к ним (для получения купонного дохода), должны были печататься в Экспедиции Заготовления

Государственных Бумаг. Это позволяло государству отслеживать «здоровье» всей отрасли и снижало риски разного рода афёр.

Лист с купонами прилагался к каждой акции, их должно было быть достаточное количество на срок в 10 лет. Через 10 лет, когда купоны кончались, владелец акции должен был получить новый лист с купонами.

В чайной отрасли акции и паи ряда фирм имели обременение, которое допускалось законодательством Российской империи. Иногда, согласно уставным документам акционерной фирмы, владелец акции должен был предложить акции к выкупу другим акционерам или самой фирме.

Прежний владелец должен был уведомить правление фирмы о том, что собирается продать свои акции.

Если в течение 30 дней прежний владелец акций не мог найти покупателя внутри фирмы для продажи, по приемлемой для сторон цене; это право сохранялось за владельцем до очередного сбора состава акционеров.

Передача временных свидетельств и самих акций допускалось даже на Бирже, но не ранее, чем опубликование отчёта за первый год деятельности нового акционерного общества. Это позволяло избежать части махинаций с акциями в наиболее уязвимый для фирмы период её деятельности. В указанный период временные свидетельства на акции хранились в учреждениях Государственного Банка Правлением самого акционерного общества.

Любопытно, что купоны от именных акций, кроме купона за текущий год, могли находиться в обращении отдельно от акций. Причём для передачи/продажи/дарения купонов не требовалось никаких особых документов и объявлений.

Если владелец терял акции, он обращался в Правление акционерного общества. Правление публиковало информацию в прессе, если реакции не следовало, - выдавались новые под прежними номерами взамен утраченных.

Эта система позволяла избежать части мошеннических действий с акциями.

Недвижимое имущество чаеторговцев.
Экономические основы чайной торговли.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
29.03.2024