Чай и свадьбы.

Чай и свадьбы.

Войдя в русский быт, чай не мог не оказать значительного влияния и на такой важный элемент культуры как свадьбы. Потребление чая в свадебных традициях отмечается как в традиционном быту русского народа, так и многочисленных народностей всей Российской Империи.

Уже в XIX в. чай становится, вероятно, наравне с водкой, важным элементом свадебных застолий.

Первоначально чай вошёл в свадебную церемонию в качестве ценного подарка, позднее – когда цена на чай начала падать, - чай начинают пить на самих свадьбах.

Со второй половины XIX в. жених дарил своей невесте подарки. Одним из возможных подарков стали жестяные чайницы с чаем. Позднее, израсходовав весь чай из них, их продолжали использовать в быту.

Непосредственно перед свадьбой чай уже начинали использовать в качестве подарка: «На другой день после благословения жених приезжал к невесте с гостинцами; он привозил голову сахару, фунт чаю и самых разнообразных гостинцев – конфет, орехов, пряников, и все это привозилось в довольно большом количестве целыми кульками; делалось это потому, что невеста все предсвадебное время приглашала к себе гостить подруг …».

Согласного воспоминаниям, относящимся ко второй половине XIX в., в день венчания «<…> жених с невестой говели: им никакой еды, кроме чая, не давали».

Для гостей на свадьбе, среди прочих алкогольных и безалкогольных напитков, присутствовал и чай. Покидая торжества по случаю бракосочетания, гости богатых свадеб оставляли обслуге чаевые.

Чай на свадьбах, со временем, нашёл отражение и в русском фольклоре: «У нас Аннушка хорошая… // <…> // Да молода князя на сени созвала, // <…> // Да в нову горницу заводила, // <…> // Да за дубовый стол посадила, // Да за дубовый стол посадила, // Да чаем-кофеем напотчивала, // Да чаем-кофеем напотчивала…». Вполне вероятно, что данный фольклорный материал относится к рубежу XIX – ХХ вв.

Чай играл значимую роль на татарских свадьбах. Это фиксируется этнографическим материалом для второй половины XIX – начала ХХ в.

При приёме гостей, перед церемонией свадьбы, чай подавался гостям на свадебном обеде вслед за мёдом: «После мёда подаётся [у татар. – И.С.] чай. Окончив чаепитие и дружно прочитав про себя краткую молитву, гости разъезжаются».

На втором свадебном пиру у татар (который русские этнографы называют «смотреть подарки»), на который собирались только женщины, чай предварял собой лакомства и последующий обед: «<…> начинается угощение: сначала подаётся чай, затем следуют лакомства, наконец – обед».

В течение 3-х дней после свадьбы у татар Среднего и Нижнего Поволжья чай регулярно подавался новобрачным.

В 1869 г. была опубликована песня, записанная в Тульской губернии (рождение песни в народном фольклоре вполне могло относиться и к первой половине XIX в.): «… // Ты меня состарила, // Без ума поставила, // Отца с матерью забыла, // Меня молодца полюбила, // Во высок терем водила, // Чаем, кофеем, поила, // Все конфекты становила // Рубашечкой подарила: // Рубашечка полотняна, // Моя Марьюшка молодая». 

Сопутствующее потребление: сахар, пряники, баранки...
Чай и Русская Православная Церковь (РПЦ).
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
17.06.2019