Чай у Сартов и других племен Центральной Азии.

Чай у Сартов и других племен Центральной Азии. Чай у Сартов и других племен Центральной Азии.

Часть племён Центральной Азии (преимущественно осёдлых узбеков и равнинных таджиков), которых до Революции 1917 г. называли иногда «сарты» также достаточно активно пили чай. Известны дореволюционные почтовые открытки, на которых мы видим мужчин-сартов и женщинсарток, которые пьют чай из пиал.  

Якуты.

Активно потребляли чай якуты, хотя потребление молочных продуктов у них шло в больших количествах. Как и у калмыков, значительная часть их повседневного рациона была связана с «тяжёлыми» мясными, жирными продуктами.

Также как и в случае с калмыками, относительно якутов нужно также привести описание их питания и гастрономических пристрастий, которые и позволят лучше понять потребность в чае и его заменителях: «Пища якутов состоит из кобыльего и коровьего молока, из конины и говядины, но только варёной; о жарении и печении, также о хлебе якуты не имеют никакого понятия. Жир считается у них величайшим лакомством, а самое неумеренное пресыщение им – высочайшим блаженством. Они употребляют его в разных видах: сырой и топлёный, свежий и испортившийся. Видя всё достоинство только в количестве, а не в качестве какой бы то ни было пищи, пожирают всё почти с скотскою жадностью. Чтобы увеличить объём и придать несколько вкуса пище, они берут внутреннюю часть сосновой коры, а ещё чаще листвиничной, оскабливают её, толкут мелко, мешают с рыбою, мукою, молоком, особенно с жиром, варят из такой смеси нечто похожее на размазню, и пожирают в ужасном количестве. Из коровьего молока приготовляется у них так называемое якутское масло, род сыру или творогу, на вкус кисловатого, не очень жирного и составляющего, даже без хлебу, достаточно вкусную пищу. Высшее благо и высочайшее наслаждение почитает якут в еде: жирную говядину и топлёное масло предпочитает всему. В разговорах между собою нередко вспоминают о том, когда и где ели жирную говядину. Едят и с радости, и с печали; больной на смертном одре не откажется от жирного куска».

Большой популярностью у якутов пользовалось жирное мясо кротов: «В мае месяце, когда походит Лена, якуты идут на острова и там бьют и едят кротов, выгнанных водою из нор и спасающихся на деревьях.

Случилось однажды, что весь остов потопило водою; якуты забрались на юрту, развели огонь и начали есть кротов; между тем наплыла большая льдина, спихнувшая юрту с места: якуты вскочили на льдину, забрав кротов. Тридцать вёрст несло их по реке, пока льдина не пристала к берегу; во всё время они ели кротов, и после друзьям своим о том рассказывали, каким блаженством наслаждались они и в каком страхе были в одно и то же время».

Современниками отмечалось: «Мясо составляет главнейшую пищу их [якутов. – И.С.], и чем оно жирнее, тем лучше <…> Вообще якуты славятся обжорством: самого тощего якута в две недели можно откормить как лошадь. Якуты едят часто полусырое, а иногда совсем сырое мясо. <…> Бедные употребляют большею частью кислое молоко с брусникою, также звериное мясо и кровь закалываемых животных. Но самым национальным кушаньем считается прогорклый жир, и неумеренное потребление его якут считает за высшее блаженство, которое вообще он находит только в еде».

Очень любили якуты и мучную пищу с жиром, причём даже когда якуты были сыты и желудок был заполнен обильной жирной пищей, они обманывали свой организм. Чтобы съесть больше возможного, они, по свидетельству русского этнографа, использовали чай: «Видел я также Якутов, которые вдоволь наевшись саламату, клали остаток в горячий чай, так что масло выделялось, плавало сверху и затем могло быть спущено с усладительным чаем, осаждая на дне муку, уже не умещавшуюся в утробе».

Очевидно, что чай, либо заменявшие его тизаны, при таком постоянном потреблении жира и жирного мяса якутами, как мы видим, были крайне необходимы.

Действительно, чай в XVIII – XIX вв. входил в потребление якутов, хотя и уступал молочным продуктам: «Все вообще якуты особенно любят пить кумыс, приготовляемый из лошадиного молока. В этот любимый <…> напиток, для большей приятности и питательности, они прибавляют нетоплёного масла. Летом, для питья якуты носят с собою кумыс в кожаных сумах. От долгого употребления его в это время они очень толстеют. Достаточные якуты пьют с молоком кирпичный чай, из медных чайников; у некоторых имеются даже самовары и довольно хороший чай».

Благодаря этнографическим записям Миддендорфа сохранились данные годового потребления обыкновенной якутской семьи: «<…> Якут на Кебели <…> в год расходовал на свой чум (2 мужчин, 2 женщин и 1 мальчика) 10 пудов муки, от 3 до 4 пудов масла; столько же жиру; 10 фунтов чаю; 15 фунтов табаку (сын не курит, что составляет неслыханное дело)».

Важно заметить, что якуты, как и тунгусы, предпочитали пить не низкокачественные плиточные чаи, а высокосортные китайские фамильные чаи.

Современник подсчитал потребление чая и других продуктов одной из богатых якутских семей. Указанное потребление, для удобства, можно свести в таблицу: 

Годовое потребление богатой якутской семьи, по подсчётам русского этнографа

Фамильного чаю  от 20 до 30 фунтов
Белого сахару  от 40 до 80 фунтов
Водки от 5 (и более) вёдер
Конины от 30 пудов и более
Коровьего мясаот 20 до 30 пудов 
Масла топлёногоот 10 до 15 пудов
Масла якутскогоот 5 до 7 пудов
Творогу-простокваши25 пудов
Сверх того улов рыбы, охотничья добыча и т.д.; редко мука
Чай у Сартов и других племен Центральной Азии.

При этом с уменьшением количества соболей (чей мех приносил наибольшие доходы охотникам и торговцам из коренного населения Сибири) качество жизни якутов снижалось. Так, часть чумов якутских селений чай не пила, а многие сокращали потребление чая до 4 – 6 фунтов в год на семью .

Якуты не только потребляли чай, но и были одним из важнейших звеньев в торговле пушниной, которая была долгое время важнейшим меновым товаром, в обмен на который русские купцы стали выменивать чай.

До прихода большого количества русских купцов и промышленников в Сибирь якуты выступали и главными торговцами Сибири. Ряд авторов называли якутов «сибирскими евреями» и поражались их смекалке и торговой хватке. Один из российских этнографов писал в XIX в.: «По подвижности, сметливости и ловкому знанию людей они не уступают Евреям, по части же хитрости иной Якут, может быть, ещё перещеголяет Еврея. Но я Якута нет той благодатной способности довольствоваться малым и той бережливости, которыми обладает Еврей; а это много значит».

Именно якуты, ещё до прихода русских в Сибирь, вели посредническую торговлю, благодаря которой товары из Китая и Монголии попадали в Сибирь (прежде всего – шёлк, а также чай, китайская керамика, предметы и ряд других товаров), а на юг, в китайские и монгольские владения, отправлялась сибирская пушнина.

Весьма любопытно также замечание о производственных навыках якутов, - по словам современника, они могли изготовить практически всё: «Потребуйте, чего хотите, Якут всё смастерит: чайник ли, или более сложный самовар, или винтовку с нарезным дулом и с замком».

Известна фотографическая открытка с названием «нищий якут», на которой нищий якут пьёт неустановленный напиток, предположительно – чай, либо какой-то из его суррогатов. К сожалению, установить эмитента фотографической открытки и точно её датировать (предположительная датировка – конец XIX – начало ХХ в.) пока не представляется возможным. 

Чай в армии.
Чай в армии и кадетских корпусах (до 1917 г.).
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
06.12.2019