Чай у Татар разных регионов Российской империи (Поволжье, Казанская губерния, Сибирь и др.).

Чай у Татар разных регионов Российской империи Чай у Татар разных регионов Российской империи

Ногайцы. 

Большим потребление чая, в основном – кирпичного, было и среди ещё одного народа – ногайцев. Современник писал о ногайцах: «Ногайцы вообще вкрадчивы, скрытны и корыстолюбивы; за кирпич чая готовы восстать на самого близкого родственника».

Более того, чай современники событий считали главным продуктом потребления у ногайцев: «Главную и любимую пищу кара-ногайца составляет кирпичный чай; как русский человек без хлеба, так кара-ногаец без чая обойтись не может; хлеба кара-ногайцы не употребляют вовсе или очень мало. Коме чая, кара-ногайцы едят варёное пшено, небольшие пышки, варёные в сале, и бешбармак – кушанье, приготовленное из баранины и сарачинского пшена [риса. – И.С.]. Мясо едят только в дни годовых и торжественных праздников, да и то только богатые. Пьют бузу, приготовляемую из пшена, и арак – род спиртного напитка, приготовляемого из молока, и отчасти кумыса».

Чаепитие у ногайцев было одним из любимых времяпровождений: «Ногаец может быть очень воздержан в пище, в течение даже нескольких дней; может довольствоваться одною пышкою или чуреком, но за то, если представится случай, будет пить чай, сколько бы ему не предлагали, и съест несметное количество пищи». 

Лопари.

У лопарей, проживавших на севере Европейской России, был популярен «лопарский чай», имевший большее распространение, нежели китайский чай: «Чай же употребляют больше так называемый лопарский, т.е. какую-то траву, имеющую довольно приятный вкус. Впрочем те, которые позажиточнее, пьют и настоящий чай». 

Калмыки. 

 У калмыков чай также занимал важное место среди продуктов потребления. Один из русских этнографов так описывал калмыцкий чай в начале ХХ в.: «Самой же обычной, постоянной и незаменимой пищей служит [калмыкам. – И.С.] «калмыцкий чай». Приготовляется он из прессованного плитками чайного сора, который крошится ножом, толчётся в порошок и бросается в кипящую в котле воду. После достаточного кипения, к чайному навару прибавляют соль, муку, бараний жир или же масло, и чай готов. Пьют его из деревянных маленьких чашечек с хлебом и пышками. Выпив всю жидкость, оставшиеся в котле твёрдые части чая («шару») собирают в холщёвый мешочек, выжимают и сушат, чтобы потом из «шары» варить чай, и это повторяют до тех пор, пока «шара» совершенно перестанет окрашивать воду и сообщать ей особый вкус. Богатые сдабривают запах «чая» порошком из мускатного ореха. «Чай» для калмыков составляет органическую потребность, и без него они обходиться не могут, употребляя его в невероятном количестве; поэтому, нанимаясь куда-нибудь на работу, ставят непременным условием, чтобы их поили чаем».

Имеется ещё одно указание на место чая в потреблении калмыков: «Главную же усладу калмыка составляет кирпичный чай. Его режут кусочками и варят в кипятке вместе с солью, маслом и молоком коровьим или овечьим, - богатые же с верблюжьим; потом процеживают сквозь волосяное сито в домбо и пьют из чашек».

Нередко плохо или не вовремя приготовленный чай служил у калмыков причиной для семейных ссор: «<…> в своей семье он [калмык. – И.С.] откладывает всякие церемонии в сторону и частенько бьёт жену за всякую оплошность: если напр.[имер] чай не готов вовремя, или обед не вкусен, мало арзы и т.п.» .

В ряде случаев калмыки, независимо от их социального статуса, потребляли также суррогаты чая на основе местных растений: «Все – и богатые и бедные – калмыки, чтобы не слишком тратиться на покупку кирпичного чая сбирают летом конский щавель и ветки дикой ежевики, которые сушат и в кусочках разваривают в воде вместо чая» .

Следует заметить, что потребление чая, либо его заменителей было критически важно для здоровья калмыков, так как основная часть их потребления приходилась на мясо, и нужно было получить недостающие витамины и вещества.

Для того, чтобы со всей очевидностью осознать важность чая для калмыков, следует привести описание их пищи, которое не менялось в течение столетий: «Пища калмыков такая же грубая, как и весь их быт. Они очень любят мясо «махан», т.е. говядину, баранину, конину и верблюжину; последние два рода мяса считаются большим лакомством. Едят также и маленьких зверьков, которые водятся в степях во множестве. Мясо они никогда не жарят, но всегда варят или вялят, а на зиму сушат. Свиней не держат, потому что при кочевом быте это совершенно невозможно; но свинину едят с удовольствием. Самыми роскошными, праздничными блюдами, доступными только достаточным людям, считается мясо молодых животных, как напр.[имер] молодого барашка или жеребёнка. За столом же богатого калмыка в праздничные дни попадается иногда откормленная кобылица или молоденький верблюжонок, которых приготовляют различными способами. Особенно лакомым куском считается барашек и верблюжонок». Из приведённого описания видно количество мясной пищи, которую необходимо было компенсировать полезными веществами из растительной, - это и рождало огромную потребность в кирпичном чае.

Помимо чая калмыки потребляли, в значительных количествах «арьян» – квашеное молоко, из которого изготовляется спиртной напиток, известный под названием «араки» - «калмыцкая водка» . Этот традиционный напиток составлял существенную конкуренцию чаю.

На производство арьяна было завязано и изготовление другого продукта, потребляемого калмыками. Здесь следует вспомнить, что одним из качеств чая всегда было утоление жажды, что было особенно актуально для некоторых степных и высокогорных районов мира. Побочным продуктом от производства арьяна был вид творога или сыра – бозо, который, как и чай, позволял переносить долгий путь в засушливых и безводных регионах: «Когда гонят арьян, т.е. вино из молока, то остающуюся после перегонки гущу сцеживают в холстяные мешки, где из неё образуется род творога; когда он отвердеет его разрезают ломтями и сушат на солнце. Этот кислый сыр называемый бозо, неоценим для калмыка в дороге, так как утоляет его жажду в безводных местах» . 

Чай в быту у татар разных регионов Российской импе...
Чай в быту у татар разных регионов Российской импе...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
18.03.2019