Чай в Сибири, на Амуре, Кавказ и другие регионы.

Чай в Сибири, на Амуре, Кавказ и другие регионы.

В Сибири некоторые народы настолько прониклись пользой чая для здоровья, что даже попадавшиеся в упаковках с чаем камешки приписывали лечебное действие.

В относящихся ко второй половине XIX в. воспоминаниях М.И. Венюкова, мы находим указание на потребление чая «по-сибирски»: «Для ускорения переезда мы даже не обедали между Верхнеудинска и Читою (428 вер.), а только пили чай и закусывали, по сибирски [без дефиса, так в тексте. – И.С.], жареными рябчиками. Когда подавался самовар, то камердинер генерал-губернатора, приготовлявший чай, должен был одновременно со стаканами для нас троих наливать и для себя с поваром, чтобы церемония чаепития этих двух почтенных особ «после господ» не отнимала времени».

Важно то, что в бытовой зарисовке мы видим и использование стаканов и походного самовара. Представленные воспоминания М.И. Венюкова описывают только собственную «дорожную» культуру потребления чая.

В воспоминаниях М.И. Венюкова содержится фрагментарная информация о потреблении чая амурским казачеством: «Подобно другим почётным казакам, Скобельцин жил оборотами по меховой торговле, скупая меха у тунгусов и собственных сослуживцев-охотников. В доме было заметно довольство; но простота господствовала патриархальная. Н.Н. Муравьёв остался у него пить чай, вспоминал его службу, спрашивал его указаний насчёт хозяйственных условий Амурского края и вообще оказывал столько внимания, сколько мог».

Всё тот же М.И. Венюков вспоминает, что пил на Амуре с простыми казаками чай, содержащий примеси местных трав: «Был приготовлен самими хозяевами (простыми казаками, а не офицерами) чай с разными сибирскими снадобьями, не казистыми [раздельно, так в тексте. – И.С.], но очень вкусными» .

Вполне заметна «местная» культура потребления чая с примесями местных трав. В то же время по ряду других источников, описывающих чаепитие на Амуре и в Приморье, помимо чая с купажами трав и чистыми травяными тизанами / взварами, тут существовала и культура потребления классических китайских чаёв без примесей. Причём, все эти культуры потребления сосуществовали параллельно длительное время. 

Чай на Кавказе

 Чай в XIX в. также начали пить на Кавказе: в чеченских и дагестанских аулах. Любил по утрам пить чай даже Шамиль, на что указывает ряд дореволюционных заметок о его жизни и борьбе.

В XIX в. чай, чаще всего, старались подать дорогим гостям: «Для гостя чеченец подаёт шашлык, калт-детты – сыр, перемешанный с топлёным маслом, и калмыцкий чай».

Остзейские губернии (Прибалтийские губернии).

Зажиточные паны у литовцев и латышей, во второй половине XIX в., потребляли чай с хлебом на ужин. Современник событий писал о быте литовских и латышских панов: «Встают по околицам рано, с восходом солнца, часа в три летом, завтракают около 9 часов утра и после и даже перед обедом отдыхают. Ужин у старых панов не в обычае. Чай с сыром и хлебом заменяют его по большей части, и только для редких гостей делают исключение» . 

Великое княжество Финляндское (Финляндия).

Потреблялся чай и финнами, в XIX – начале ХХ вв. Несмотря на явное доминирование кофейной культуры, у многих финнов были не только кофейные, но и чайные наборы. 

Чай в быту у татар разных регионов Российской импе...
Потребление чая и его суррогатов по Российской имп...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.01.2019