Чай в США.

Чай в США.

 США долгое время были известны, как «Североамеринские Соединённые Штаты» - САСШ.

В британские колонии в Америке, чай был завезён в 1704 г. англичанами.

Симптоматично, что «Бостонское чаепитие» стало отправной точкой независимости Североамериканских Соединённых Штатов.

Причина Бостонских событий была прозаична – деньги. Чай облагался англичанами огромными пошлинами. Эти британские пошли на чай наносили урон развитию американской торговли, откачивая средства из колонии в её метрополию – Великобританию.

Переодетые «индейцами» колонисты выбросили за борт груз чая, что стало своего рода сигналом к открытой войне за независимость от Великобритании.

Как только американцы избавились от англичан, они сразу же начали самостоятельно извлекать доходы от чайной торговли. В частности, А.

Гамильтон, во время Континентального конгресса (ноябрь 1782 – июль 1783 г.), предлагал использовать основным источником пополнения государственной казны налоги, среди которых был налог и на чай. 

Распространение чая в США.

Чай в США получил достаточно большое распространение, но такого огромного влияния на культуру, как в случае с Россией, он не оказал.

Анализ фотографий и материалов из Библиотеки Конгресса США позволяет достаточно полно оценивать влияние чая на быт американских семей и его место в быту ряда европейских стран.

Иммигранты из Европы, прибывая в США, привозили с собой фотографии и документы, некоторые из которых касались чая.

В США не только создавались местные чаеторговые компании, выпускавшие свои акции, но даже пытались выращивать свой собственный «американский» чай, благо климат в нескольких штатах позволял разводить чай.

В 1812 г., во время одной из сессий американского Конгресса, было зачитано письмо Джона С. Гримса, который рассказывал об успешном разведении чая на территории США. По словам автора письма, несколько лет назад его брат отправился в Китай и привёз оттуда ряд саженцев чая, которые с успехом начал разводить уже на американской земле. Вдохновившись успехом, брат переслал Джону Гримсу образцы. Тот весьма скептически отнёсся к разведению чая, но собрав хороший урожай чайного листа, и обработав его согласно технологии, он получил (по его собственным словам) чай лучшего качества, нежели импортируемый Соединёнными Штатами из других стран.

В то же время, в масштабах США, больших успехов на поприще разведения чая не достигли, ввиду того, что выращенный в США чай коммерчески проигрывал чаю с Китая и Индии, да и качество его было несоизмеримо хуже.

Соединённым Штатам, принадлежит своего рода новация в чаеторговой отрасли начала ХХ в.

Летом 1904 г. на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе появился холодный чай, который из-за необычайной жары стал пользоваться большим спросом и породил отдельное направление в чайной индустрии.

В Европе и США, в середине ХХ в., большую роль сыграл чай быстрого приготовления, который фасовали в банках и, позднее, в бумажных пакетиках. Эффект от чая быстрого приготовления был сопоставим с эффектом от появления на рынке быстрорастворимого кофе.

Чай в виде таблеток, вероятно, был впервые придуман в США для нужд армии. Русская пресса в 1909 г. сообщала, что изобретённый американцами «капсуль» чуть менее серебряного доллара, но значительно толще его. Такая таблетка была рассчитана на 1 чашку чая. 

Изобретение чайного пакетика.

Изобретение чайного пакетика.

Соединённые Штаты приписывают себе и первенство в создании такой новации как пакетик с чаем. Эта американская версия оспаривается европейцами, которые утверждают, что пакетик с чаем изобрели солдаты на фронтах первой мировой войны, когда начали опускать в кипяток котелка чай завязанный в бинты.

Согласно более широко растиражированной американской версии событий, изобретение пакетика с чаем приписывается коммивояжёру Томасу Салливэну, который в 1908 г. начал паковать образцы чайного листа в сшитые вручную мешочки из шёлка. Эти мешочки раздавались бесплатно потенциальным покупателям как демонстраторы качества товара фирмы.

Если верить описанной гипотезе о происхождении чайных пакетиков автором «изобретения» был некий аноним, который либо догадался опускать мешочек в воду, без использования заварочного чайника, либо был настолько глуп, что не догадался высыпать чай из мешочка.

Можно предложить и третью версию происхождения чайного пакетика. В России обычно чай в самоваре не заваривали, для этого существовал заварочный чайник. В то же время, в ряде изданий, преимущественно – кулинарных, второй половины XIX – начала ХХ вв. встречаются рекомендации о заваривании чая.

Согласно одной из подобных рекомендаций, когда предстояло большое чаепитие, можно было засыпать чай в чистую кисейку, к которой должна быть привязана тоненькая тесёмочка (за которую этот мешочек с заваркой, после использования, позднее можно будет вынуть из самовара) и опустить до середины чистого самовара. Затем вода в самоваре кипятилась и чай заваривался. По мнению автора, это позволяло существенно сократить количество заварки чая.

Этот русский рецепт заваривания чая в мешочке, с лентой для последующего извлечения из самовара, фиксируется между 1861 и 1918 гг. Нельзя исключать, что подобная русская хитрость появилась ещё в первой половине XIX в.

Таким образом мы можем констатировать, что помимо «европейской» и «американской» версий происхождения пакетика, существует и

«русская».

Первоначально использование пакетиков наталкивалось на такое неудобство как понижение вкусовых качеств чая из-за тряпичного привкуса.

Однако, бизнес быстро ухватился за идею чая в пакетиках, т.к. это позволяло вовлечь в промышленный оборот традиционные отходы чайной промышленности – мелкую чайную пыль, остававшуюся от основного чайного производства.

До изобретения чайных пакетиков эту чайную пыль прессовали в плитки, так изготавливали «плиточный чай».

Около 1912 г. идеей заваривать чай в пакетике заинтересовался американский инженер Фэй Осборн, который первоначально работал в компании, производивший различную бумагу. Ему пришла идея об использовании бумаги, а не шёлка или марли.

Идея Осборна, воплощённая в жизнь, позволила бы и удешевить производство самого пакетика и, при определённом подборе сырья, убрать посторонние привкусы, которые мешали коммерциализации идеи пакетирования.

Осборн обратил своё внимание на мягкую, тонкую и прочную бумагу, в которую упаковывались некоторые дорогие сорта сигар. Ему удалось установить, что данную бумагу делают в Японии вручную из какого-то экзотического волокна. Точный состав бумаги ему установить не удалось и он занялся подбором – отбирал различное сырьё: разные сорта тропической древесины, джут, хлопчатник, волокна из тропических растений (ананас и др.), сизаль. Итогом его поисков стала манильская конопля, называемая также «манилой», растение, родственное бананам. Этот ресурс использовался для изготовления морских канатов.

Между 1929 и 1931 гг. Фэй Осборн обкатывал технологию производства бумаги из этого материала, - с целью получения максимальной прочности при минимальной толщине конечного листа.

Затем ещё несколько лет технология переводилась из лаборатории в форму промышленной линии для массового выпуска продукции.

К 1930-м гг. в США пакетированный чай в марлевых пакетиках широко распространился в обществе и на изготовление пакетированного чая уходило ежегодно до 7 млн. метров марли.

К 1934 г. промышленная линия бумаги Осборна начала наполнять рынок своей продукцией в промышленном масштабе. С 1935 г. её использовали не только для пакетирования чая, но и для упаковки серебра, изделий электротехники и мяса.

С началом Второй Мировой войны «манила» перешла в разряд стратегического сырья для армии (т.к. её источник находился на Филиппинских островах). Власти США реквизировали также часть запасов Осборна на нужды флота. Изобретатель наладил технологию очистки списанных канатов от грязи и масла и модернизировал технологию, добавив в состав пакетиков вискозу.

К 1942 г. Осборн начал производить бумагу без использования манильского волокна, а затем дополнил технологию сваривания мешочка с чаем горячим прессованием, вместо сшивания нитками. К концу Второй Мировой войны около 30% чая продавалось в США в пакетиках Осборна, а к концу 1990-х гг. до 95% чая продавалось в США уже только в пакетированном виде. 

Приход чая в Россию.
Чай в Юго-Восточной Азии, Индии и на Цейлоне.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
22.03.2019