Формирование чайной торговли в качестве перспективного бизнеса довольно активно началось в конце XVIII в., однако из-за многих факторов лишь несколько фирм смогли удержаться в этом бизнесе к началу XIX в.
В начале XIX в. торговля чаем увлекает многих предпринимателей, которые быстро обогащаются и оставляют своим наследникам существенные капиталы.
На рубеже XIX – ХХ вв. былых лидеров чаеторговой отрасли начинают теснить новые фирмы.
Благодаря капиталам, накопленным отцами-чаеторговцами, многие их потомки получили великолепное образование и начали постепенно отходить от чайного бизнеса, тяготея к культурной и научной интеллигенции и аристократии.
Внуки и правнуки основателей чаеторговых династий (реже – дети), включались в культурную, научную и общественную жизнь России. Среди потомков чаеторговцев особенно много художников и искусствоведов, врачей, литераторов и представителей других интеллигентских профессий.
В то же время трансформация потомков чаеторговцев в культурную элиту до 1917 г. завершена не была.
В отдельных случаях чайные капиталы причудливо трансформировались в средства, которые использовались в интересах революционной борьбы с существовавшим в то время режимом. Так, вероятно, отдельные из потомков чаеторговых династий хотели адаптироваться к изменяющимся реалиям.
Богатство чаеторговых семей и кланов инвестировались в предметы искусства, промышленность, недвижимость.
Часть заработанных на чайной торговле средств тратилось на благотворительность. В ряде случаев это было бескорыстным желанием помочь окружающим, в ряде – своего рода инвестицией для достижения личных либо каких-то коммерческих целей.
Всё это позволило фамилиям чаеторговцев осесть, в виде многочисленных топонимов по всей России, но особенно широко это проявляется в частично сохранившихся названиях Московского региона (в т.ч. в названиях пригородных железнодорожных платформ).
Формирование чайной торговли как отдельной отрасли Российской экономики проходило достаточно длительный срок, в то же время бурное развитие чайной торговли необходимо отнести к началу XIX в., когда на чае начали формироваться миллионные капиталы.
Чаеторговцы Москвы контролировали не только торговлю чаем в Московской губернии; они контролировали большую часть чайной торговли всей Российской Империи, а также масштабно присутствовали на рынках разных стран (в том числе в Турции и Иране, странах Центральной и Восточной Европы: Австрии, Болгарии и др.).
В 1907 г. в Иране даже было зафиксировано выступление, целью которого был бойкот части товаров ряда европейских стран, включая чай и сахар.
В Москве чаще всего находились головные подразделения чаеторговых фирм, которые осуществляли общее управление через телеграфную, телефонную, курьерскую и почтовую связь со своими филиалами и доверенными лицами по России.
В отдельных случаях телеграммы и переписка чаеторговых фирм шифровались.
Существующие документы позволили, в целом, кратко описать деятельность ряда чаеторговых фирм, установить их долю на рынке, капитализацию, историю становления. В то же время информация о множестве мелких чаеторговцев и крупных торговых кланах будет вынесена в отдельное издание.
Чайная торговля весь XIX в. и нач. ХХ в. демонстрировала устойчивую тенденцию к росту, несмотря на коррекции на чаеторговом рынке в отдельные периоды времени.
Когда Россия вошла в период потрясений, а потом и в Первую мировую войну, ситуация на чаеторговом рынке осложнилась. Правительство начало увеличивать косвенные налоги на ряд товаров, и, в том числе, на чай.
Увеличение косвенных налогов на чай, недальновидные решения и прерывание путей доставки чая усложнили деятельность российских чаеторговых фирм.
Изменение условий торговли привело к появлению на чайном рынке новых игроков, которые стали теснить старых лидеров.