Московский чай.

Московский чай.

Чтобы наиболее полно представить структуру чаеторгового рынка необходимо начать анализ с чаеторговых фирм Москвы – города, который, во многом, определял развитие чайной торговли.

Рассматривая крупные, мелкие и средние московские чаеторговые компании можно будет представить то, как строилась чайная торговля в других городах империи.

Центром торговой жизни Москвы был район Китай-города, с прилегающими к нему местностями. На улицах Варварке, Никольской и Ильинке, а также в переулках Юшковом и Черкасском, в «Тёплых рядах» и на Чижевском подворье размещались не только банковские конторы и представительства различных фирм, но и многочисленные склады, фабричные конторы.

Китай-город стал своего рода «Московским Сити» - ключевым деловым центром города. Здесь же долгое время существовали харчевни, а, позднее, и чайные, где шла биржевая торговля, заключались торговые сделки.

Довольно известными в Москве были лавки колониальных товаров на Таганской площади.

В художественном романе «Китай-город» живо передан дух капиталистической Ильинки: «Нет конца телегам и дрогам. Везут ящики кантонского чая в зеленоватых рогожках с таинственными клеймами…».

С 1763 г., когда Екатерина II издала указ о привилегиях иностранцам, в Москву потянулись французские купцы, образовалась их целая колония. Они облюбовали Кузнецкий мост, открыв здесь, в центре города, множество модных, кондитерских и иных лавок.

Долгое время чаеторговле в Москве ничего не угрожало.

Даже после убийства французами герцога Энгиенского, когда Россия разрывает дипломатические контакты с Францией, французские подданные (а именно они в начале XIX в. вели основную торговлю чаем в России) НЕ поражаются в своих экономических правах. Торговцы чаем, в частности, продолжают свою деятельность в России.

В первой половине XIX в. в Московской торговле появилась новая форма торговли – магазин. Снизилась роль ярмарочно-базарного торга. Но лавка ещё долго оставалась главным видом, определяющим лицо московского рынка.

В середине XIX в. оборот внутримосковской торговли достиг 61 млн. руб. серебром, из которых две трети приходилось на долю лавок.

Уильям Кокс писал о лавочной торговле в Китай-городе: «Здесь, по русскому обычаю, общему со многими азиатскими городами, все лавки скучены в одно место и образуют собой нечто похожее на постоянную ярмарку, состоящую из множества рядов низких кирпичных зданий с промежуточными ходами. Лавки занимают большое пространство, но купцы не живут в них и обыкновенно возвращаются вечером домой».

Уже к 1846 г. в Москве было более 200 трактиров, где ежегодно выпивалось чаю 198.000 фунтов на сумму более 515.000 рублей серебром – громадная сумма. А ведь ещё более 31.000 рублей серебром тратилось на сахар. Трудно сказать: сколько ещё платили денег за кипяток, за выпечку к чаю….

Иногда количество «чаепитейных» заведений (куда, вероятно, включают также трактиры) оценивается исследователями как «более трёхсот».

Значительная часть чая продавалась в магазинах и ещё больше в лавках.

По подсчётам отдельных авторов, к 1847 г. в Москве насчитывалось свыше ста специализированных магазинов, где велась торговля чаем.

Общая стоимость товаров, поступивших за 1840 г. в 278 магазинов Москвы, определялась 6,7 млн. руб. Было продано товаров на 3,2 млн. руб., в том числе значительная часть иногородним купцам. Но несравненно большую роль в городской торговле играли лавки: стоимость проданной ими продукции оценивалась в 40,4 млн. руб., или в шесть раз больше стоимости магазинных запасов. 38% лавок были продуктовыми.

На всё тот же 1840 г. в Москве насчитывалось не менее 45 чайных лавок, - весьма значительная цифра. Кроме того, чай продавался в бакалейных лавках, каковых числилось за тот же год – 33, а также, как нам известно, чай продавался в некоторых кондитерских лавках, которых насчитывалось 28 штук.

Чай также сбывали через магазины, через коммивояжеров и д.р.

В 1890-е гг. Москва стала важнейшим железнодорожным узлом страны, что способствовало укреплению её торговли и промышленности. Годовой бюджет Москвы в последнем десятилетии XIX в. увеличился примерно с 7 до 11 млн. руб..

Силу московского купечества в общероссийском масштабе показывает и тот факт, что к концу XIX – началу ХХ в. в Москве торговых заведений было почти 15,5 тыс. с валовым оборотом около 2 млрд. руб. в год.

Чайный рынок Москвы.
Чай в топонимике.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
17.06.2019