Насильственное «открытие» Китая и чайная торговля.

Насильственное «открытие» Китая и чайная торговля.

Потерпев поражения в первой и второй опиумных войнах Китай вынужден был выполнять ряд условий, навязанных западными державами.

Согласно условиям Пекинского договора 1861 г., который был заключён после поражения Китая во второй опиумной войне, Ханькоу (в XXI в. – китайский город Ухань) превратился в один из открытых для портов. После того, как англичане добились для себя концессии в Ханькоу, Франция, Германия и России начали также добиваться преференций для своих компаний.

Для России значение Ханькоу невозможно недооценивать – это был один из крупнейших в Китае центров чайной торговли. К 1910 г. потребление так называемые «ханькоуских чаёв» составляло в России, по оценкам дореволюционной прессы, 5.500.000 пудов .

В 1862 г. представители России и цинские власти подписали статут «Статут о сухопутной торговли между Россией и Китаем». С этого момента русские купцы и компании получили право на закупку чая и его обработку непосредственно во внутренних районах южного Китая и на доставку чая в Тяньцзинь речным транспортом.

Заключённым договором сразу же воспользовались некоторые русские купцы, которые прибыли в Ханькоу и начали организовывать свой бизнес в Китае. В районе Янлоудун, округ Пуинь (современный китайский Чиби) начали наниматься люди и организовываться производство чая.

С 1863 по 1873 гг. в Янлоудуне было построено три фабрики по обработке чая: «Шуньфэн», «Синьтай» (он же в русской огласовке – «Синтай») и «Фучэн». Русские предприниматели обрабатывали чай прямо на месте сбора. В 1874 г. все три русские фабрики были переведены в Ханькоу.

В Ханькоу русская фабрика «Шуньфэн» оказалась территориально расположенной напротив от английского квартала и рядом с рекой Янцзы, фабрика «Синьтай» расположилась в городском районе Ланьлин, а фабрика «Фучэн» – рядом с дорогой на Нанкин. В 1893 г. в Ханькоу появилась четвёртая русская чайная фабрика – «Байчан» - рядом с дорогой на Нанкин.

С 1874 г. на русских фабриках была введена новейшая технология, более передовая чем издревле существовала в Китае. Вместо ручных прессов были введены в эксплуатацию паровые машины и водяные прессы, позволявшие изготавливать чайные кирпичи лучшего качества.

Эти фабрики считаются первыми индустриальными предприятиями современного Уханя, а китайцы, нанявшиеся на работу на эти фабрики стали в этом городе первыми рабочими в промышленности.

В 1876 г. в Ханькоу, на деньги одного из русских чаеторговцев, был выстроен большой православный храм, сохранившийся и до нашего времени.

В 1861 г. из порта Ханькоу было вывезено 4.000 тонн чая (80.000 даней чая по китайскому весу, 1 дань = 50 кг.). В 1862 г. из всё того же порта Ханькоу вывезло уже 10.800 тонн чая (216.000 даней по китайскому весу). В последующие годы этот объём постоянно рос. С 1871 по 1890 гг. в среднем за год вывозилось более 100.000 тонн чая (более 2.000.000 даней по китайскому весу) [850].

Безусловно цифры астрономические, но вполне реальные.

Во второй половине XIX в., исключая последние годы, доля китайского чая на общемировом рынке достигала 86%, из которых 60% вывозились из Ханькоу.

Торговые корабли постоянно входили в порт Ханькоу и становились под загрузку у пристаней, которые растянулись более чем на 15 километров! Из-за огромных масштабов вывоза чая европейцы называли Ханькоу «чайной гаванью».

В Ханькоу развернулась настоящая война капиталов, участие в которой приняли русские и английские купцы. Англичане старались скупать чай с плантаций, иногда по завышенным ценам.

Русские же сделали ставку на сосредоточение в своих руках полного цикла: они установили отношения с крестьянами и скупали чай с плантаций и держали фабрики по его переработке. Кроме того, на успешности русского бизнеса в Китае, сказывался накопленный профессионализм: почти 200 лет торговли с китайцами.

Англичане активно скупали чай у китайских купцов со складов и не инвестировали средства в переработку чая в самом Китае. Из-за этого чай для англичан имел большую стоимость.

В то же время желание купить чай дешевле приводило к понижению качества чая, который европейцы закупали у китайцев.

Китайские исследователи считают, что войну за чай в Китае англичане проиграли русским и после этого начали планомерно концентрироваться на выращивании чая в Индии и на Цейлоне, а «русские предприниматели добились практической монополии на чайном рынке Ханькоу» [851].

После 1917 г. из-за неразберихи и последовавшей Гражданской войны в России произошло разрушение торгово-экономических связей с Китаем. Русские фабрики в Ханькоу начали закрываться. Фабрика Синьтай была передана английским предпринимателям и стала называться фабрикой по производству кирпичного чая «Тайпиньян» («Тихий океан»). 

Распространение чая в России.
Самовар. Несколько слов о социокультурном феномене...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.04.2024