Приход чая в Россию часть 2.

Приход чая в Россию часть 2.

В настоящее время существует масса заблуждений относительно времени прихода чая в Россию. Немало подобных заблуждений попадает и в СМИ. 

Первые сведения о чае в России появились, вероятно, в 1567 г. ещё в царствование Ивана Грозного, благодаря казацким атаманам Петрову и Ялышеву, побывавшим в Китае. Они рассказывали о каком-то растении, из которого китайцы готовили некий любимый ими напиток .
Как отмечали сами китайцы, «в каждом доме обязательно должны быть семь вещей: дрова, рис, масло, соль, соя, уксус и чай» .
Интересно отметить, что информация о чае появилась в России раньше, нежели сам чай оказался в Португалии, куда его завезли, по разным данным, либо в 1590 г., либо в 1606 г. 
Существуют и мнения о том, что чай появился в Европе ещё в 1517 г.
Некоторые из авторов указывают на возможность появления первого чая в России ещё во времена Ивана III. Эти авторы называют датой появления чая в Европейской России 1482 г. .
Однако, многие эти и другие версии пока не подтверждены достоверным архивным материалом и представляют из себя, в лучшем случае, гипотезы.

Первый чай в России.

Первый чай в России.
В Россию чай попадает в XVII в. как заморская диковинка. Первый чай (достоверно фиксируемый по историческим источникам) прибыл в Россию ко двору царя в 1638 г. из Монголии. Его, в качестве подарка Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана, привёз посол Василий Старков; и первоначально чай употреблялся как лекарство.
В самом Китае чай употреблялся в качестве лекарства достаточно долго и, по некоторым данным, стал использоваться в качестве обычного напитка лишь с VI в. н.э..
При этом, что любопытно, в XVII в. в России чай считали лекарственным средством не только от головной боли и желудочных заболеваний, но также лекарством от «действия нездорового воздуха» и «дурных последствий пьянства».
Но для XVII в. чай не играл существенной роли в русской внешней и внутренней торговле. Вероятно, именно из-за этого ряд обобщающих работ, касающихся освоения Сибири XVII в., никак не указывают на чай, как на возможный элемент развития в этот период.
Есть данные о том, что в Москве в 1674 г. уже шла торговля чаем, однако объёмы данной торговли не вполне ясны. Небольшое количество чая присутствовало на русском рынке в течении XVII в., но в тот период «чай был редкостью» .
Китайский исследователь нашего времени Лю Цзайци полагает, что в России XVII в. существовал сложившийся рынок китайского кирпичного чая. В какой-то мере это утверждение верно, особенно для Сибирского региона .
В то же время утверждение Лю Цзайци, применительно к Европейской России, весьма сомнительно. Подобный «рынок» кирпичного чая в XVII в., у народов Сибири, входившей в состав России, скорее всего действительно уже существовал в то время. Относительно же Европейской России подобного рода утверждения пока не подкреплены фактическими данными.
Анализ ряда источников периода до 1670-х гг. не даёт определённых данных о чайной торговле даже в торговой столице России того времени – Москве, не говоря уже о регионах.
В качестве косвенного (одного из многих) указателя уровня распространённости чая в обществе до конца 1670-х гг., можно указать на «Опись московской мещанской слободы обывательским дворам и поимённый список кто чем промышляет 7185 (1677) года», в которой, среди указанных занятий московских мещан, нет ни одного связанного с торговлей чаем .
Безусловно, что чай в то время уже был предметом торговли.
Среди зафиксированных в перечне профессий есть даже профессиональный огранщик бриллиантов, не говоря уже о массе ювелиров, шляпниках, торговцах квасом, кондитерах, пряничниках, мясниках, торговцах рыбой, булочниках и др. Но чайная специализация в торговле, в тот момент, ещё не выявлена в документах.

1716 г. Закупка чайных листов Русским караваном.

Чай в России 1670-е года.
Чай в 1670-е гг. явно был настолько дорог и мало распространён, что торговля им могла вестись лишь на уровне крупного купечества и медиков, работавших с экзотическими лекарственными растениями.
Чайная торговля, как отрасль народного хозяйства, в тот момент ещё не сложилась. Сам чай, как товар, был ещё явной экзотикой.
Говорить о чайном «рынке», применительно к 1670-м гг., скорее всего, рано.
О начале значительных коммерческих поставок в Россию чая из Китая, можно говорить, только начиная с 1697 г..
Как это ни странно позвучит, но с чаем в России познакомились, раньше, чем в Англии.
Стоит вспомнить, что в Великобританию, в отличие от других ключевых европейских стран, чай прибыл не из Китая.
Английский король Карл II Стюарт, сын казнённого английского короля Карла I, женился на дочери португальского короля Екатерине (из династии Браганса). Считается, что именно из Португалии чай прибыл в Англию и привёз его, вернувшийся после 13 лет эмиграции, Карл II.
Таким образом, чай попал в Англию из Португалии между 1650 и 1656 гг., а при дворе Михаила Фёдоровича его попробовали уже в 1638 г.
Более того, в 1688 г., ровно за год до прибытия первого корабля с грузом чая на Туманный Альбион напрямую из Китая, в далёкой России русский Гость Василий Грудцын пишет письмо хорошо знакомому человеку – холмогорскому архиепископу Афанасию.
Надо сказать, что адресат, которому был отправлен подарком чай и письмо, был очень известным духовным лидером своего времени.
Архиепископ Афанасий Холмогорский (в миру – Алексей Артемьевич Любимов) (1641, Тюмень – 6.09.1702). В начале жизни он тяготел к старообрядчеству, но затем перешёл в русло официальной церкви и боролся против старовеов.
Во время знаменитых «прений о вере», которые проходили в присутствии царицы Софьи, Афанасий был одним из главных оппонентов старообрядческого лидера Никиты Добрынина.
С 18 марта 1682 г. Афанасий стал архиепископом Холмогорским и Важеским. На своём посту он боролся с пьянством и курением табака. В сущности, архиепископ был одним из образованнейших людей своего времени, которому, по некоторым данным, симпатизировал даже Пётр I.
Вполне возможно, что посылка чаю такому человеку, помимо функции подарка, могла быть вызвана и идеологическими мотивами. Афанасий Холмогорский был не только одним из духовных лидеров своего времени, но и написал «Реестр дохтурских наук», который являлся медицинским трактатом и лечебником. Без сомнения, он был одним из наиболее образованных священнослужителей своего времени. Положительная оценка лечебных свойств «травы китайской» могла реабилитировать чай в глазах духовенства того времени.
Для нас большой интерес представляет то, что в письме Василия Грудцына архиепископу Афанасию Холмогорскому содержится наставление о заваривании чая. Более того, там указано на оптимальный способ потребления этого напитка – с сахаром: «Послал я к тебе в мешочке фунт травы китайского чаю, изволь, государь, приказать варить её в воде кипячей и пить с сахаром во здравие».
Однако из-за различных обстоятельств в XVII в. так и не суждено было русско-китайской торговле полноценно развернуться. И.М. Кулишер, ссылаясь на некоего Кильбургера пишет: «в 1674 г. на московском рынке было уже довольно много чая».
Мы видим, однако, что у Кильбургера нет указаний на объёмы торговли чаем в физическом выражении. В то же время стоимость чая, по некоторым данным, в тот период опускалась даже до 30 коп. (для XVII в. – более чем существенная сумма) .
В 1689 г. русским правительством был заключен договор с Китаем, на основании которого стали отправляться царские караваны с пушниной в Пекин – при каждом казенном караване был комиссар, который производил продажу товаров и закупку чая.

Первый караван в Китай.

Первый караван в Китай.
Первый караван вступил на китайскую территорию в 1699 г..
В Китай русские караваны в XVII в. везли, в основном, пушнину. Из Китая эти же караваны в XVII в. ввозили в Россию целый спектр различных товаров: шёлк, шёлковые материи, плис (хлопчатобумажная бархатная ткань), китайку, фарфор, мускус, бобровую струю (ароматическое вещество из желез бобра), ревень, бадьян и драгоценные камни и металлы (золото, серебро, рубины, топазы), а также, разумеется, чай.
Что касается драгоценных камней из Китая, то следует заметить, что они очень высоко ценились как в XVII в.
В XVIII в. драгоценные камни из Китая пользовались спросом у русских императриц и их придворных.
В частности, довольно интересные данные имеются в биографических записках придворного брильянтщика Позье, который даже признался в спекуляциях и незаконных операциях с этим чрезвычайно ценным товаром .
Именно из Китая был вывезен большой безупречный камень, купленный у китайцев. Современники считали камень рубином, хотя позднее выяснилось, что это шпинель. Камень принадлежал Енисейскому купцу Истомину, а затем перешёл в князю Гагарину, а потом и сподвижнику Петра I – Меньшикову, откуда попал в Императорскую корону, изготовлением которой занимался, в частности, Позье.
В январе 1702 г. в Москву была доставлена партия китайского чая, полученного казной в оплату за ввоз чая и других товаров, импортированных из Китая в Россию .
Доставленный в Москву в 1702 г. казённый чай, по сведениям дореволюционного исследователя Н. Оглоблина, был ввезён в Москву в объёме «1647 бахчей», и весом без бумаги с бочками 7 пудов 20 фунтов.
Чай был передан на реализацию крупному московскому купцу, Гостю Максиму Чирьеву, который заведовал «соболиной казной» Сибирского приказа.
Чирьев не смог самостоятельно оценить стоимость товара и обратился к сибирским купцам. Иркутские служилые люди (некий Фёдор Москвитин и его помощники), сопровождавшие груз казённого чая в
Первопрестольную, сообщили, что чай продаётся в Иркутске по 4 – 6 денег за «бахчу».
Енисейский боярский сын Семён Самойлов и другие сибирские люди сообщили М. Чирьеву, что «чаю-де в Енисейске чёрного по чему бахчу покупают, того-де они не ведают, потому что-де его в Енисейске бывает мало и они чаю в Енисейске не покупали» .
Тобольские служилые люди на подобный же вопрос М. Чирьева, сообщили, что «в Тобольске-де чёрный чай почём бахчу покупают и в Тобольске он есть ли, того-де они не ведают и цены ему [чаю. – И.С.] не знают».
Из обнаруженных исследователем Н. Оглоблиным документов мы можем сделать два весьма ценных вывода о чайной торговле того времени. Во-первых, чай перевозился, по крайней мере, по территории России, в то время в бочках. Вероятнее всего его упаковали в бочки уже в Сибири, так как перевозка его бочками из Китая крайне маловероятна из-за особенностей транспортировки гужевым транспортом. Во-вторых, даже «торговые люди» крупных торговых центров Сибири в начале 1702 г. ещё имели крайне слабое представление о чае как товаре, а незнание цен на чай недвусмысленно свидетельствует о крайне малом его распространении в то время даже в сибирской торговле.

1716 г. Закупка чайных листов Русским караваном.

1716 г. Закупка чайных листов Русским караваном.
В 1716 г. один из русских караванов, по китайским данным, вёл закупку в Китае листов чая.
Караваны, как предполагалось, будут приходить в Китай раз в три года и по 200 человек в каждом караване, «однако и этого числа китайцы опасались, боясь вторжения русских в их страну. Поэтому казенные караваны появлялись гораздо реже». И в тот период значительная часть чая попадала в Россию через ярмарки Европы.
Только при Екатерине I в 30-е гг. XVIII в., благодаря открытию в Кяхте предпринимательской деятельности, с лёгкой руки сибирского вицегубернатора И.Л. Ланга, затем графа А.И. Остермана удалось привлечь китайских купцов на российский рынок.
В первые годы возникновения кяхтинской торговли (1720-е гг.) ввоз чая едва достигал 3 тыс. пудов в год. Но уже через семь-десять лет оборот, по некоторым данным, составлял порядка 28 – 30 тыс. пудов ежегодно.
С 1744 по 1792 гг. – период неустойчивой торговли через Кяхту. Современник событий писал, в 1825 году, о прошедшем периоде и русских администраторах следующее: «Разрывы с Китайцами [здесь и далее орфография дана по источнику. – И.С.] были очень часты, так что с 1744 по 1792 год, в течение 48 лет Кяхтинская торговля десять раз была прекращена по причинам совершенно вздорным, чтоб не сказать более, и если счесть время безторжия, то оно составит 15 лет и семь месяцев с днями. С Нагелем в последнем соглашении с Китайцами участвовал чиновник КоммерцКоллегии, Вонефатьев, который и остался Директором Кяхтинской таможни. С этого времени ворота Кяхтинские уже не запирались. Вонифатьев пробыл Директором 24 года, умер в Москве, оставив по себе 12
р. [рублей] с полтиною. Тут само дело говорит о его безкорыстии».
Неурядицы в торговле с китайцами вызывали вполне обоснованное беспокойство властей. Причиной тому была важность торговля с Китаем для русской торговли.
В одной из книг под ред. члена-корреспондента АН СССР С.Л. Тихвинского отмечается: «В связи с ростом потребления чая у народов России увеличился ввоз этого китайского продукта через Кяхту. Уже в конце XVIII в. он достигал более 30% русского импорта. С 1800 по 1840 г. ввоз чая в этом пункте вырос в 5,2 раза, в результате его доля в русском импорте составила, более 90%». К сожалению, методика подсчёта и ссылки на данные архивов отсутствуют, что не позволяет проверить подобное утверждение.
Иногда, указывается более узкий период неустойчивой торговли: с 1760 по 1780 гг., когда торговая деятельность в Кяхте прерывалась наиболее часто. И тогда для чайной торговли Кяхты наступал самый настоящий «мёртвый сезон».
Перекрывание торговли вызывалось рядом причин, из которых наиболее важной были непрекращающиеся пограничные конфликты коренных народов Бурятии, Южной Сибири и Казахстана с русскими поселенцами .
Китайцы же, в свою очередь, не всегда могли найти общий язык с русскими и коренным населением Сибири.
Даже в XIX в. русские исследователи нередко сталкивались с противодействием китайских властей. На это указывает ряд воспоминаний и описаний участников экспедиций, как в сам Китай, так и на сопредельные земли.

Чай и гипертония.
Приход чая в Россию.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.03.2024