ВСЁ ПРО ЧАЙ


- Ты, верно, хочешь сказать, что меньше чаю желаешь? - Гораздо легче выпить больше, а не меньше, чем ничего, - сказал Болванщик.

«Самовар кипит, уходить не велит!»: всё, что Вы хотели знать о русском чаепитии с самоваром.

«Самовар кипит, уходить не велит!»: всё, что Вы хотели знать о русском чаепитии с самоваром.

 «Самовар кипит, уходить не велит!»: всё, что Вы хотели знать о русском чаепитии с самоваром.

Иван Соколов, историк чая,

кандидат исторических наук

Самовар в русской культуре[2]: «Понемногу стал я осматривать комнату и всех в ней. Екатерина Андреевна сидела на диване, стоявшем возле правой от входа стены. Перед диваном на круглый стол принесены были чайный сервиз с самоваром. Разливала чай старшая 16-ти-летняя дочь Николая Михайловича, Софья Николаевна. Подле неё была младшая 12-ти-летняя сестра её, Екатерина Николаевна; вокруг стола беседовали посетители». Мы отчётливо видим, как самовар порождает вокруг себя центр притяжения и организует круг общения людей.

Иногда сбегать за чайком или поставить самовар доверяли принятым в семью чужим детям или детям бедных родственников. В частности, известный впоследствии баснописец Иван Андреевич Крылов, когда был бедным 12-тилетним мальчиком, долго жил в семье у богатого родственника Петра Петровича Львова, часто бегал за чаем и нёс его к барскому столу.

Очевидец тех событий вспоминал о молодом Крылове: «<…> Ванюша вырос и сделался расторопным молодым человеком, всегда был чисто и пристойно одет и как в доме Петра Петровича людей было мало, то часто, как гости бывало приедут, то кто-нибудь из хозяев и скажет: «Ванюша, подай в гостиную поднос с чаем», и Крылов ловко исполнял желание хозяев и получал благодарность от доброго и умного Петра Петровича».

В Сибирских городах, конца первой половины 19 – середины 19 века, самовары были на крупных постоялых дворах и в гостиницах городов.

Вспоминая о середине 1830-х годов, И.С. Жиркевич[4]вспоминал, что после первого большого пожара граждане спасли часть самоваров, которые разогревали в сараях и пристройках, уцелевших от первого пожара. Он же высказывает предположение, что сочетание самовара, сеновала и ветра и могло стать причиной следующего пожара из серии.

Самовар на железных дорогах: от императоров до Сталина.

Как минимум, до конца 1920-х годов самовары присутствовали на железных дорогах России – в фешенебельных поездах (таких, например, как «Красная Стрела»). Самовары тут использовались, как безопасное средство для обеспечения кипятком и чаем пассажиров в пути.

Железнодорожные вагоны в те времена делали из дерева, поэтому использование иных средств для подогрева воды было чревато пожаром.

Единственной альтернативой на железных дорогах было использование воды из самого паровоза – на некоторых фотографиях русско-японской войны 1904/1905 годов можно видеть солдат, выстроившихся за кипятком к паровозу.

Самовар у разных народов Российской империи

Важно отметить, что самовар в 19 веке был отнюдь не только «русским» предметом обихода. На многочисленных дореволюционных фотографиях мы видим самовар в самых разных регионах Российской империи у различных народов.

В частности, самовары были распространены также у казанских татар.

У татар сибирских самовар также занимал не последнее место в быту уже к середине 19 века: «Внутреннее убранство – как зимних, так и летних юрт <…>. Направо от входа устраивается женское налево мужское отделение. Кругом, по стенам юрты, поделаны нары или просто узкие полки, заваленные, на мужской половине, конской сбруей, ящиками и сундуками, а на женской – чашками, самоварами и другой хозяйственной утварью».

Самовар (иногда не один) был, преимущественно, атрибутом быта сибирских татар зажиточных и среднего достатка. Сибирские татары, имевшие достаток ниже среднего заваривали чай в кувшинах и металлических чайниках, поставленных на огонь.

К середине 19 века самовар, как важный атрибут достатка, проникает также в быт народности тепряков (народность, возникшая, как считали дореволюционные этнографы, из финно-угров и башкир, на стыке этносов и культур).

В домах зажиточных тепряков было, зачастую, несколько самоваров: «У задней стены в избе стоит шкаф с чайной посудой; иногда целая полка занята чайниками; невольно подумаешь, для чего такое множество чайников, но когда присмотришься внимательнее, то окажется, что из них один, много два, годны к употреблению, а другие – который без бока, который без носа, третий совсем без дна, - но все они расставлены так тщательно у стены, что издали кажется, что все они целы. Та же самая история и с чайными чашками. Подле печи на особо сделанном месте красуется самовар, чисто вычищенный, а у богатых даже по два, а рядом с ним медный умывальник, в виде кувшина и медный таз».

Любили пить чай из самоваров и зажиточные якуты: «Достаточные якуты пьют с молоком кирпичный чай, из медных чайников; у некоторых имеются даже самовары и довольно хороший чай».

Самовар оказался настолько удобен и полезен в быту, что добрался в своём шествии даже до Камчатки и Сахалина. Л.И. Рикорд, жена П.И. Рикорда – капитана 1-го ранга, начальника Камчатской области, вспоминает о своём пребывании в начале 19 века с мужем на Камчатке: «В одно лето, жители известили мужа моего, что мёртвый кит выброшен на берег моря в пяти верстах расстояния от нашего жилища. Я не хотела отстать от компании, которая состоялась для поездки к киту, и рано утром мы туда отправились верхом. Небольшой этот переезд был соединён с значительным затруднением и неудобством: трудно было пробираться по местности, где не было никакого путевого сообщения; при нас было четыре солдата с заряженными ружьями, для обстреливания нашего шествия от нападения медведей, которые в значительном числе везде разгуливали и собирались на ночную работу около кита: обрывать с него жир. Шесть человек тащили лёгонький, из коры берёзовой сшитый челнок, чтобы переплывать быстрые, узенькие речушки; кроме того, они несли за плечами палатку, самовар и провизию…».

Как видно, даже в отдалении от родного дома, далеко, почти на краю Российской Империи, дворяне уже в начале 19 века не видели возможности обходиться без самовара даже во время вояжей на пять вёрст от своего жилища.

Меняя сознание людей и проходя сквозь эпохи…

Будучи предметом недешёвым, самовар влиял и на восприятие окружающего мира. Нередко плохая работа самовара связывалась с суевериями в сознании россиян 19 – начала 20 веков. К примеру, свист и шипение самовара воспринимались как недоброе предзнаменование. Если же самовар потрескивал углями и «пел песни» - ждали добрых событий.

Когда самовар ломался или трещал по швам, это вызывало не только горечь у владельцев из-за необходимости тратиться на будущий ремонт или замену, но и воспринималось, как дурное предзнаменование.

В наше время традиции семейного чаепития за самоваром утеряны, но придёт время, и самовар ещё вернётся на стол россиян, как необходимый атрибут русского чаепития.

[2]Никола́й Миха́йлович Карамзи́н (1 [12] декабря 1766 - 22 мая [3 июня] 1826) — выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» (тома 1—12, 1803—1826 гг.) — одного из первых обобщающих трудов по истории России. Редактор «Московского журнала» (1791—1792) и «Вестника Европы» (1802—1803). – прим. Ред.

[4]В 1879 году в Оренбурге произошел пожар, который уничтожил 1355 строений, три четверти построек города. Огонь вплотную подобрался к пороховым складам, возникла угроза взрыва. Ценой героических усилий пожарных и солдат пожар был потушен. – прим. Ред.

Источник: Соколов И.А. «Самовар кипит, уходить не велит!»: всё, что Вы хотели знать о русском чаепитии с самоваром // Кофе & Чай в России: деловой журнал, №3 (121) за 2015 г. – С. 28 – 32.

3 чая в Tea3 (конец ноября 2014 г)
The tea business of Wizzotsky & Co.: the past and ...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.04.2018