Влияние чая на общество.

Влияние чая на общество.

Государственная власть, особенно в столице Империи – Санкт-Петербурге, непосредственно стимулировала поддержание порядка с питанием и потреблением чая на судах. Для этого использовался самый простой метод – административные проверки.

По распоряжению управляющего санкт-петербургской речной полицией, генерал-майора Ф.Ф. Тыртова, околоточные и речные городовые поводили осмотр судов и пристаней на предмет чистоты ёмкостей для приготовления кипятка под чай и хозяйственные нужды.

Пароходные компании порой шли навстречу очевидным общественным потребностям и начинали раздавать бесплатно кипяток под чай своим пассажирам. В качестве примера можно привести Общество шлиссельбургского пароходства, которое начало бесплатно раздавать кипяток «для питья и чая» своим пассажирам.

На рубеже XIX – ХХ вв. сеть чайных сильно разрослась и данные заведения мы часто встречаем на дореволюционных фотографиях.

Стоимость чая, отпускавшегося конечному потребителю в чайных, была достаточно умеренной. К 1902 г. стакан чая (1 золотник чая) + 3 куска сахара стоили 5 копеек. Разумеется, цены на рынке существенно отличались, были более дорогие и более дешёвые места.

Важное место в социальном обеспечении занимали ночлежные дома и приюты. Частично такого рода заведения могли использовать площади некоторых чайных в ночное время, но также создавались такого рода заведения и кружками благотворителей.

Обращает на себя внимание то, что часто, при планировании созданий такого рода заведений, в стоимость койко-места для ночлега включался утренний и вечерний чай .

По сообщению прессы, в ноябре 1902 г., группа благотворителей планировала открыть ночлежку около Хитрова рынка. Стоимость снятия одной койки на ночь была анонсирована в 5 коп. и, при этом, как раз включала стоимость утреннего и вечернего чая! Из этого мы можем заключить, что стоимость стакана чая в 1902 г. (в учреждениях, чью работу субсидировали благотворители) составляла менее 2 – 2,5 коп.!

Выводы. Чай в конце XIX в. стал важным элементом борьбы за трезвость, которую развернула русская интеллигенция. Создание и распространение чайных было крайне выгодно чаеторговцам, так как позволяло наладить масштабный сбыт их товара.

Чайные, несмотря на массовые злоупотребления на разных уровнях, стали важным элементом социального обеспечения. В них не только продавали чай, но и организовывали при них ночлежки, пытались устраивать небольшие библиотеки и даже организовывать лекции по просвещению бедняков.

На рубеже XIX – начала ХХ вв., благодаря чайным, чай становится частью революционной культуры. 

Чай и культура народов Российской империи.
Сопутствующее потребление: сахар, пряники, баранки...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.01.2019