Живопись начала ХХ в. Часть 1

Живопись начала ХХ в.

Начало ХХ в. породило просто море различных художников, в чьих работах чайная тема нашла своё развитие.

В 1900 – 1910 гг. как явление появляется т.н. «московская живопись», это авангардное направление достаточно активно использовало бытовые моменты и, разумеется, не могло обойти вниманием чайносамоварную тематику. Среди художников и работ этого направления можно выделить: «Натюрморт с кофейником» Н. Гончаровой, 1909 г.; «Самовар» А. Лентулова, 1913 г.; «Натюрморт с самоваром» П. Кончаловского, 1917 г., а также «Натюрморт с самоваром», 1919 г.

На картине А.П. Рябушкина «Чаепитие» 1903 г. группа людей пьёт чай за большим столом.

Наибольший вклад в «чайную» тему в живописи начала ХХ в., несомненно, внёс бытописатель русской дореволюционной России Б.М. Кустодиев (1878 – 1927). Б.М. Кустодиев родился в Астрахани, его мать происходила из купеческого рода, а отец был преподавателем русского языка в гимназии.

Учиться Кустодиев начал в духовной семинарии, т.к. после смерти отца семья оказалась в бедственном положении. Очень рано у него открылся талант к рисованию. Первым его учителем стал выпускник Академии художеств П.А. Власов, а затем, уже поступив в 1896 г. в Академию художеств, он совершенствовал своё мастерство под руководством И.Е. Репина. В качестве пансионера Академии художеств Кустодиев смог побывать за границей, что немало способствовало его творческому развитию. После Первой русской революции 1905 г. он увлекается жанровой живописью. Обилие бытовых сцен способствовало наиболее полному отражению места чаепития в русской жизни и культуре начала ХХ в.

Среди наследия художника можно выделить далеко не одну выдающуюся работу интересующей нас чайной тематики. В 1922 г. художник предложил Петроградскому издательству «Аквилон» издать в виде альбома 25 акварелей авторской серии «Русские типы», сделанных им в течение 1919 – 1920 гг. В 1923 г. этот альбом был опубликован под названием «Русь» небольшим тиражом в 1.000 экземпляров (Русские типы Б.М. Кустодиева), а вступительное слово к этому альбому написал известный писатель Е.И. Замятин – друг Б.М. Кустодиева.

Одна из работ Б.М. Кустодиева – акварель «Трактирщик», в которой живо изображён интерьер типичного трактира и сам трактирщик. Указанная работа дополняется акварелью «Половой», изображающей полового, который несёт чай и другие заказы посетителям. Эта акварель является частью большого замысла, который мы увидим в литографии художника «Трактир». Общую же картину дополняет акварель «Извозчик в трактире», где дородный извозчик попивает чай с баранками. В литографии «Трактир» обобщаются предыдущие творческие опыты художника. Но все эти работы лишь развивают тему изображения московских трактиров, детализируя сцены. 

Пожалуй, более известна работа Б.М. Кустодиев «Московский трактир», написанная в 1916 г. и предваряющая более поздние работы вроде «Трактирщика». По сравнению с более поздним временем, когда художник начинает уделять всё большее внимание деталям, «Московский трактир» задаёт общее направление, давая общий план типичного трактира.

Отдельное направление в творчестве Б.М. Кустодиева – несколько картин, на которых изображены купчихи за чаем. Наиболее известна из этой серии «Купчиха» 1915-го г..

В дальнейшем появилось авторское повторение «Купчиха за чаем», 1918 г.. В 1920 г. автор вновь возвращается к этой теме и пишет новую, отличную от предыдущих, «Купчиху за чаем», которая повторяет предыдущие его работы несколько схожей композицией, эта картина значительно менее известна.

В то же время Кустодиев изображал на своих картинах отнюдь не только купчих. Доказательством тому служит его акварель «Торговка овощами», на которой торговка в ожидании покупателей неспешно потягивает чай. Ещё одной интересной работой Б.М. Кустодиев является его картина «Чаепитие», где на открытом воздухе за чаем собралась целая весёлая компания. В 1926 г. появилась картина Б.М. Кустодиева «Осень в провинции», где важное место занимает сцена чаепития.

Имеется также масса других работ Кустодиева, где присутствует чайная тема, простое перечисление заняло бы здесь немало места, поэтому его можно опустить.

Некоторый интерес представляет картина И.С. Куликова (1875 – 1941) «В крестьянской избе» (другое название этой работы – «Чаепитие в крестьянской семье»), написанная в 1902 г..

И.С. Куликов был учеником И.Е. Репина. Именно за картину «В крестьянской избе» И.С. Куликов получает звание художника, большую золотую медаль Академии художеств и право на заграничную командировку. 

Живопись и чай в ХХв часть 2
Чай в изобразительном искусстве и культуре России.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
19.01.2019