Чай в Китае.
Большое влияние на чайное производство и чайную культуру оказали как даосизм, так и буддизм. Для буддизма чай был важен для сохранения бодрости во время медитаций. Во многом благодаря буддизму, чай, который долгое время был больше приправой к пище, чем напитком, начинает потребляться именно в качестве самостоятельного напитка.
Классификация чая.
Большой вклад в собирание, систематизацию и классификацию чая внёс Лу Юй. Благодаря «Чайному канону» начинается увеличение интереса к чаю и его проникновение в массовый обиход.
Потребление чая в Китае начинает существенно расти с V в. н.э. Предметом же повседневной необходимости чай становится, по мнению ряда авторов, с эпохи Тан (618 – 907 гг.).
С периода династии Тан можно в полной мере говорить о чае, как части придворного ритуала. Появляются наборы для чаепитий, значительная часть из которых была изготовлена из серебра. Кроме того, с периода династии Тан чай входит в состав императорских подарков. Кроме того, рост потребления чая совпадает с подъёмом ремесленного искусства и развитием керамики. Увеличение потребления чая подталкивало производство специальной посуды, которая становится всё более изящной и утончённой.
В Китае чай в IX в. н.э. рассматривался как элемент даосистской философии и эстетики и, вероятно, уже в этом виде он пришел в Японию. Первоначально это был листовой чай, а затем порошкообразный. Китайские, а затем и японские монахи, долгое время потребляли чай, чтобы не заснуть во время своих медитаций.
С эпохи Тан китайские власти начинают активно вмешиваться в чайную торговлю. А с XIII в. н.э. производство чая в Китае достигло столь значительных размеров, что его производство было обложено 10% пошлиной. При Хубилае, благодаря его советнику мусульманину Ахмеду, были введены государственные монополии на чай, алкоголь, уксус, золото и серебро – самые доходные виды товаров.
Для надзора за рабочими и торговцами, задействованными на этих монополиях, и для предотвращения частной перепродажи были учреждены контрольные управления («Тицзюй Сы»). Хотя новая система увеличивала доходы казны, она, однако, вызывала и народные волнения у населения.
С течением времени в Китае происходила смена технологий производства и традиций в изготовлении и употреблении чая. На смену чайных традиций в Китае сильно влиял государственный заказ со стороны как целых династий, так и отдельных правителей. В частности, из- за изменений государственной политики, с конца XIV в., происходит один из периодов заката традиций прессованных чаёв в Китае.
Чай и другие напитки на востоке.
Смена традиций производства чая в Китае сильно влияло на чайную посуду и, в частности, керамику. В частности, решение конца XIV в. о прекращении закупок китайским императорским двором прессованных чаёв повлекло за собой даже развитие гончарного дела в отдельных регионах.
Мелочная торговля в Китае, даже в начале XIX в., нередко была свободна от налогов. Чай, табак и даже фарфор в мелочной торговле Цинской империи играли важные роли, обеспечивая выживания городской бедноты и позволяя формировать первоначальные капиталы. В XVIII – начале XIX вв. торговля чаем в Китае была более привлекательна, нежели даже торговля солью.
Это во многом было связано с тем, что торговля солью привлекала к себе большее внимание чиновников и требовала больше выплат на «административную ренту». Таким образом, именно действовавшие в Китае откупа на торговлю чаем способствовали формированию значительных капиталов.
Чай в Монголии.
Завоевавшие Китай монголы быстро китаизировались и чай, вероятно, известный монголам ещё до завоевания Китая, играл не последнюю роль во всём процессе сращивания монгольской и китайской культур. В частности, потребление чая с добавлением сахара широко начало применяться в Китае при монголах.
К примеру, монгол-император Хубилай («Кублай-хан») любил пить чай с сахаром: «Испытав горечь личных утрат и неудач во внешней и внутренней политике, Хубилай все больше предавался пьянству и чревоугодию. При императорском дворе задавались все более и более роскошные пиры, на которых в основном подавались традиционные монгольские блюда, главным образом мясо. Даже обычные трапезы обставлялись весьма пышно, как будто Хубилай искал забвения в еде.
Главным пунктом меню была вареная баранина, которую дополняли также обильные и жирные мясные блюда. В типичном случае к трапезе на столе появлялись жареная грудинка ягненка, яйца, сырые овощи, приправленные шафраном и завернутые в блины, чай с сахаром, кумыс и напоминающий пиво хмельной напиток из проса».
Чай и другие напитки на востоке.
Как мы видим, чай сосуществовал на Востоке с целым рядом других напитков. У маньчжуров и китайцев было несколько различных алкогольных напитков. Среди наиболее популярных напитков у первых и вторых был алкогольный напиток «ханшин», аналог водки.
Кроме того китайцы изготавливали водку «сули», а в XIX в. было массово распространено так называемое «манзовское пиво». У корейцев чай часто заменялся другими напитками. Среди безалкогольных напитков, которые были распространены в Корее, были, к примеру, отвары из корня женьшеня и имбирный отвар.
Из алкогольных напитков в Корее широко была распространена рисовая водка. Разумеется история чая в Китае не могла не оставить глубокого следа в культуре и быте этого народа. Между I и ХХ вв. нашей эры чай оставил глубокий след в китайской поэзии. Можно, к примеру, вспомнить строки известной китайской поэтессы Ли Цинчжао:
Проснулась я и воскурила травы –
Дымок их сладкий с жадностью вдыхаю.
Такая жажда от вина
И так хочу я выпить чая!
Другой китайский поэт VIII в. н.э. Лю Танг писал о чае:
Первая чашка чая слегка оросила мои губы и гортань;
вторая прогнала прочь моё одиночество;
третья просветлила мой ум;
четвертая пронесла сквозь моё тело испарину;
пятая чашка очистила каждый элемент моей сущности;
шестая породнила меня с бессмертием;
седьмая почти предел моих возможностей.
Ли Цинчжао