Живопись начала ХХ в. Советский период.

Живопись начала ХХ в. Советский период.

 Чайная тема нашла своё продолжение даже в советский и поздний советский период времени. Появляется масса работ, где чайная тематика является центральной темой, ещё больше работ, где чай и самовар играют вспомогательную сюжетную роль. 

Рисунок «Натюрморт с чайником» С.В. Рянгиной (1891 – 1955), написанный в 1923 г., в качестве дипломной работы будущей известной художницы, можно считать отражением ощущений тех лет – отражением неуверенности, суровости и напряжённости окружающего художницу мира.
Картина А.А. Лебедева-Шуйского (1896 – 1978) «Натюрморт с самоваром» проникнута чувственной силой живописи, максимально подчёркивает материальность объекта.
В 1926 г. появился этюд к картине «Чаепитие» художника К.С.
Петрова-Водкина (1878 – 1939).
Среди работ 1930-х гг. можно выделить работы живописца и графика С.И. Пичугина (1881 – 1971), ученика К.А. Коровина, А.М. Васнецова, С.В.
Малютина и А.Е. Архипова.
На картине С.И. Пичугина «Чаепитие», находящейся в частном собрании, остро отразились воспоминания о купеческой жизни и купеческом достатке – в центре картины богато одетая женщина, пьющая чай с блюдца «по-купечески», кот, самовар и цветы на столе.
Судя по всему, картина «Чаепитие» является авторским повторением работы его же ранней работы «За чаем» начала ХХ в..
Чай в деревенском быту уже советского периода мы можем встретить в работах целого ряда художников. Для примера можно указать на работу В.Ф. Стожарова (род. 1926 г.) «За самоваром», 1956 г. На картине изображена сельская семья из 3-х человек, собравшаяся к чаепитию за самоваром.
Чайная тема также опосредовано встречается в творчестве самых разных художников советской эпохи. В частности, на рисунках заслуженного деятеля Туркменской ССР Ивана Ивановича Черинько
(22.7(4.08).1908 – 6.10.1948).

Дореволюционная открытка.

 На дореволюционных почтовых открытках и фотографических карточках мы, в первую очередь, встречаем репродукции картин XIX – начала ХХ вв.

Указанных открыток известны многие сотни: выпущенные разными фотографами и фирмами. Особого смысла останавливаться на простых репродукциях нет, т.к. изображённая на этих открытках и почтовых карточках живопись описывается отдельно.

Немало осталось с дореволюционного периода открыток из многочисленных серий «русских типов» («types russes»). Подобные открытки с видами России и разных народов и жителей России выпускались в России, Германии, Франции и др. странах.

Среди открыток серий «русских типов» были и черно-белые и цветные образцы. Несмотря на то, что большая часть фотографий постановочная, они позволяют судить о внешнем облике, одежде и быте людей.

Поскольку открытки отражали жизнь и быт россиян XIX – начала ХХ вв. там немало изображений с чаепитиями и самоварами. На фотографиях мы видим сидящих людей за столами с самоварами.

Бородатые и/или бритые мужчины, как в старой традиционной одежде, так и во вполне современной, для конца XIX и начала ХХ вв. Женщины в традиционных костюмах. Большие и малые семьи. Самовары на столах объединяли людей и были неотъемлемой частью русского быта того времени.

Немало бы фотографических открыток с детскими чаепитиями (стереооткрытки – отдельная тема). На части открыток дети пьют также кофе. Огромное количество подобных фотографических открыток изготавливалось в Европе и попадало в Россию почтой от путешествовавших по Европе русских. Часть чистых открыток привозили из Европы в качестве сувениров.

В России выпускались также подобные фотографические открытки, сюжеты которых были или близки или явно заимствованы с европейских образцов.

Советская открытка.

Очень часто комедийные сюжеты с чаепитием встречаются на различных открытках. Так, на открытке 1969 г. лиса угощает бегемота чашечкой чая.

На другой открытке «Поздравляем!» за чаепитием с самоваром собралась компания разной живности.

Даже когда к новогодним праздникам выпускались сувениры и открытки, на них, зачастую, присутствовала сцена с чаепитием. Для примера можно привести новогоднюю открытку 1984 г., на которой довольный заяц распивает чай.

Ещё одна новогодняя открытка с чаепитием изображает мальчика и Деда Мороза за чаем около самовара.

В советское время многие картины носили на себе явную пропагандистскую печать, часть картин, на которых изображена сцена чаепития, также проникнуты явной или скрытой пропагандой.

В этой связи можно вспомнить картину советского художника Б.В. Иогансона (род. 1893 г.) «Сговор у кулака», написанную в 1933 – 1934 гг.. На картине самовар с чаем (он, видимо, должен дополнительно символизировать некоторую зажиточность или «мещанство») соседствует с водкой, а общество из кулака и его друзей представлено омерзительными личностями.

Большое количество открыток, чья тематика, так или иначе, затрагивает чай, было выпущено «ИЗОГИЗом».

В 1950-е гг. появилось несколько почтовых открыток чайной тематики. В частности, на одной из подобных открыток было отпечатано фото Д. Бальтерманца «Сборщица чая», на которой изображена китаянка за сбором чайного листа.

Выводы.

«Китайская травка» уже в XIX в. превратилась в русский народный напиток, сформировала значительный пласт культуры нашей страны.

Живопись XIX – ХХ вв. достаточно полно отразила распространение чая в различных слоях общества, всё большую демократизацию напитка.

Многочисленные художники, стараясь наиболее полно отобразить окружающий их мир, включали в свои произведения бытовые предметы и сюжетные сцены, в которых отражалось потребление чая и сопутствующих товаров в русском обществе.

Несмотря на коренные социальные и экономические изменения в русском обществе, произошедшие в периоды русских революций, потрясений, Гражданской войны, чай, прочно вошедший в быт россиян, продолжал занимать значительное место в русской культуре.

Являясь одним из самых демократичных напитков, чай и дальше будет привлекать к себе внимание художников.

«Чайные» и общества трезвости.
Живопись и чай в ХХв часть 2
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
16.07.2019