Чай, как часть делового этикета (для разных социальных слоёв).

Чай, как часть делового этикета.

Лишение чая со второй половины XIX в. (возможно даже несколько раньше) становится лёгким наказанием в ряде семей; на это указывают многочисленные воспоминания.

Лишение чая, в качестве лёгкого наказания, использовалось и в детских приютах.

Встречать дорогих гостей и партнёров за чаем стало нормой не позднее середины XIX в.

Н.П. Вишняков вспоминал: «Раз в году, зимой, у нас происходило особое торжество – прием казанских татар, наших крупных покупателей.

Начиналось угощение чаем, вареньем и пастилой».

На часть употребления чая, как важный элемент делового этикета, особенно при заключении сделок и договоров, в середине XIX в., указывает ещё один современник: «… [чай. – И.С.] занимает важное место и в этикете: в каждом доме, в известных случаях, вместе с приветом хозяина или хозяйки, самым приличным подчиванием почитается предложение чашки чаю. Возьмите также коммерческий быт: покупка, продажа, начало или окончание какого-либо торгового дела, сопровождаются употребительнейшим [так в тексте. – И.С.], в этих случаях, напитком чаю». 

Чай у деклассированных и маргинальных элементов, криминальная среда, нищие и городская беднота.

Чай у деклассированных и маргинальных элементов, криминальная среда, нищие и городская беднота.

Во второй половине XIX в. городские низы также, хотя и были, по большей части, неграмотными, опытным путём выявили несомненные достоинства чая. Рекомендации немногочисленных докторов довершили понимание «полезности» чая. Жители московских трущоб были бесконечно рады даже неоднократно заваренному, уже спитому чаю.

Немаловажное место занимал чай и в быту криминального мира, данный вопрос рассматривается отдельно.

Чай и сахар довольно часто вносили в виде пожертвований в различные благотворительные учреждения: приюты, сиротские дома и т.д. Московская газета «Копейка» за 23 июня 1913 г. отмечала: «начинается чаепитием скучный больничный день».

В начале ХХ в. в Санкт-Петербургских больницах для бедных чай также был нередким явлением даже в пост.

О пожертвованиях в виде чая и сахара свидетельствуют стенографические отчёты Московской Городской Думы, в частности стенограмма за 10 января 1906 г..

Многие люди, оставляя свои капиталы на благотворительные нужды, специально оговаривали, что чай должен входить в рацион тех лиц, которые будут содержаться в социальных приютах, больницах или местах приёма странников (при монастырях).

В частности, из духовного завещания дочери чиновника XIV класса Матрёны Васильевны Лапшиной, составленного в 1896 г., следует, что оставшиеся, от внесённых ею на постройку храма, средства должны пойти на «… содержание странно-приёмницы с подачею чая с сахаром и булкою …».

Свидетельств того, что чай потреблялся в богадельнях, приютах и других подобных заведениях даже в провинциях Российской империи, достаточно много. Помимо различных воспоминаний (и других источников личного происхождения), материалов периодики и других письменных источников есть немало фотографий. Часть из этих фотографий печатались на почтовых открытках.

В качестве примера тиражных фотографических материалов можно указать на почтовую открытку с фотографией училище для слепых в Перми, на которой изображены слепые подростки, пьющие чай. Фотографическая открытка была издана в Перми Т.И. Овчинниковым.

Огромное количество никогда не публиковавшихся фотокарточек с чаепитием в среде социально неблагополучной части общества разбросано по частным коллекциям.

Анализ многочисленных воспоминаний, принадлежавших людям из разных сословий, на протяжении всего XIX в., часто приводит к выявлению указаний на систематические чаепития по 1-2 раза в день (в отдельных случаях до 3-х раз в день).

Часто в дневниковых записях мы видим одновременное потребление чая и кофе, когда напитки чередовались за завтраком или ужином; потребление чая в наиболее экономном варианте сопровождается булкой хлеба, сухарями с сахаром.

Часто потребление чая и кофе, в дневниковых записях, выглядит следующим образом: «<…> не обедал, а довольствовался чашкою кофе и двумя чашками чаю с белым хлебом», «не обедал, а выпил две чашки кофе с белым хлебом <…> и чашку чаю <…>», «не обедал, а довольствовался чашкою кофе, чашкою чаю <…>», «<…> и выпил чашку кофе и чашку чая с белым хлебом <…>», «<…> довольствовался двумя стаканами кофе и чашкою чаю с белым хлебом <…>», «<…>, а довольствовался чашкою кофе с сухарями, двумя чашками чаю с сахарными сухарями и двумя сладкими булками».

В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, а также некоторых других, чай с начала ХХ в. стал неотъемлемым элементом общественного рациона всех социальных слоёв. На это, в частности, указывает факт бесплатной раздачи чая малоимущим!

Раздача осуществлялась, в частности, на средства Красного Креста и городских властей: «На средства Красного Креста началась бесплатная выдача ночлежникам хлеба, чая и сахара во вновь открытом Волковском ночлежном доме близ Смоленского рынка. В Покровском ночлежном доме, на Николо-Ямской улице, выдаётся городским управлением хлеб, чай, сахар и варёный картофель».

Обратим внимание на то, какие продовольственные товары первой необходимости входили в раздачу. Необходимо помнить, что в конце XIX – начало ХХ вв. чай становится товаром «первой необходимости» для широких масс населения. 

Этапы распространения чая в обществе (для различны...
Кто пил чай в России. Часть 2
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
16.07.2019