Чай в Японии.

Чай в Японии.

Приход чая в Японию и его распространение. Традиции, правила и чайная посуда.

В Японию чай, как считается, попал из Китая в период Хэйан (794 –1185 гг.).

В 1191 г. в Китай прибыл японский буддийский монах Эйсей (Эйсай).

Возможно, именно он и привёз в Японию первые кусты чая.

Благодаря настоятелю буддистского монастыря, некоему Муке, была высажена плантация чая около Киото. Позднее чай попадает в район Уджи, который становится одним из важнейших районов японского чайного производства.

В XII – XIII вв. чай выписывался из Китая и долгое время употреблялся в качестве лекарства. Начиная с XIV в. в Японии начали появляться чайные клубы, а чай начинает потребляться в качестве полезного напитка.

чайные церемонии в Японии

В конце XV в. сёгун Асикага Ёсимаса построил в загородном дворце в Киото специальный павильон, где проводились чайные церемонии.

Чайная церемония в XV – начале XVI вв. ещё не была полностью принята в Японии. Лишь к концу XVI в. чайная церемония, получившая название «путь чая» (тяо), распространилась среди японской элиты.

Как считают исследователи японской культуры, эстетика чайной церемонии была соотнесена с идеалами дзен (ваби – простота, саби – вселенская печать).

Чайная церемония в японском стиле проходила в комнате определённых размеров – площадь пола составляла четыре татами (плетёные прямоугольные циновки), что равняется площади около 9 метров квадратных.

В комнату для японской чайной церемонии входили через низкую дверь. Стены комнаты должны были быть выкрашены в тона, которые бы соотносились и гармонировали с зелёным цветом чая. В оформлении комнаты использовались дерево и бумага. В комнате имелась ниша – токонома – помещались рисунки тушью, которая соответствовала чайной церемонии.

Японскую чайную церемонию можно видеть в работах многих японских художников разных периодов. В качестве примера можно указать на работу Тории Киёнага «Чайный дом у бухты Синагава», являющуюся частью диптиха, 1785 г..

В XV в. чашки для чайной церемонии в значительных объёмах ввозились из Китая. После установления в 1401 г. официальных торговых отношений с минским Китаем китайская посуда начала массово поступать в Японию. Постоянно растущая потребность в чайной посуде вызвала рост производства керамики в самой Японии – в Сэто, Сигараки, Имбэ, Карацу и некоторых других местах.

Производство чайной посуды Японии.

Производство чайной посуды Японии.

Вслед за чаем из Китая в Японию попадает китайская керамика и фарфор. В то же время японские исследователи, признавая наличие культурного влияния из Китая, указывали на то, что в материальной культуре данное влияние не было всеобъемлющим.

С течением времени производство чайной утвари в самой Японии набирало обороты, но качество существенно изменялось с течением времени: как в лучшую, так и в худшую сторону. В то же время качество декоративного оформления японской керамики развивалось и расширялось.

В XVII в. одним из японских мастеров была введена оригинальная техника эмалевых росписей по глазури, которая затем стала копироваться другими мастерами страны Восходящего Солнца.

В целом же, утварь для чайной церемонии в Японии изготавливалась из железа, глины, бамбука. Предметы часто сознательно делали максимально простыми, чтобы подчеркнуть их утончённость и близость к природе.

Часто для чайной церемонии использовались специальные керамические чашки – тяван. Тяван изготовлялись в ряде японских ремесленных гончарных центрах, таких как Бидзен, Кэндзай, Орибэ, Раку, Сэто, Сино и ряде других.

Форма тяван существенно отличалась. Разными были также и цвета чашек (белая, красно-оранжевая, чёрная). В различных гончарных центрах использовались глазури собственных цветов.

Привозная китайская и японская керамика стала для многих богатых японцев предметом коллекционирования. Изделия известных мастеров стоили огромных денег, ими гордились, их демонстрировали гостям. Лучшие из чашек имели собственные имена и то, что обычно называют «историей владения».

Чайная церемония рассматривается многими культурологами Японии как продолжение дзен-буддизма: «чай и Дзен имеют тот же самый аромат».

Чай, монахи и распространиение культуры чаепития в Японии.

Зарождение чаизма.

Монахи видели в чайной церемонии элемент культа – отсюда такое трепетное отношение и к ней, и к самому чаю, относительная консервация традиций в этой сфере за счёт прописанных правил. В Японии священниками формируется даже целая сложная идеология - чайизм или путь чая (тядо) со множеством направлений.

В начале «Книги Чая» Окакура Теншин – основоположник чайизма, отмечает: «Чайзм - культ, основанный на обожании красивейшего среди банальных фактов повседневного существования». В Японии чай воспринимался как средство перехода в иное нравственное состояние: вся сложная церемония (чаноу) со специальными чашечками раку (чашкипиалы), приёмами и т.д. подчинено этой цели. Чайную церемонию сами японцы называют «моральной геометрией».

В поэме Сен-но-Рикю подчёркивается различие между чаноу и простым потреблением чая:

Это не чаноу; если вы только Кипятите воду, насыпаете чай и [пьёте] напиток

Правила чаепития (сарей) рационально структурированы, хотя и различаются в зависимости от школ чая, которых несколько. Для чаноу необходимы три вещи, исторически подтверждённые: проницательность (моно-суки), манеры (фурумаи) и художественное оформление чайной комнаты (чашитсу).

Значительное место в японской чайной церемонии занимал «тядзин» - «мастер чая». Тядзин – своего рода церемониймейстер старинного чайного обряда чайной церемонии.

Тядзин должен был досконально знать чайные ритуалы, их философские смыслы. Во время церемонии мастер должен был не только осуществлять заваривание и подачу чая, но и вести и направлять беседу.

Тядзины чаще всего представляли традиционные чанные школы. Каждая из школ имела канонизированные и зафиксированные порядки поведения чайной церемонии (включая движения и жесты чайных мастеров), основанные на философских воззрениях и традициях тядзинов.

Выбор чайной посуды, оформление окружающего пространства чайной комнаты и прочие элементы также были регламентированы традициями конкретной чайной школы.

Художественные вкусы известных тядзинов оказывали существенное влияние на развитие японского декоративно-прикладного искусства. Требования чайных мастеров касались предметов из бронзы, керамики, бумаги, бамбука, использования лаков и др.

Тядзины, заказывая ремесленникам и художникам чайники, чашки, прочую посуду, картины (в китайском и, позднее, японском стилях) и иные предметы, необходимые для поведения чайной церемонии и оформления чайных комнат, формировали будущее предложение на этом специфическом рынке.

Многие из японских чайных мастеров были признанными дизайнерами и архитекторами (оформляли домики, павильоны и комнаты для чайной церемонии), ландшафтными дизайнерами и садовниками (оформляли чайные сады и небольшие парки, окружавшие домики для чайных церемоний), флористами (оформляли букеты для чайных церемоний).

Когда чай только попал в Японию и его могли себе позволить только люди из ближнего круга императора, его пили на поэтических вечерах и банкетах.

Чай, монахи и распространиение культуры чаепития в Японии.

Чай, монахи и распространиение культуры чаепития в Японии.

 Чуть позже чай начали пить монахи. Ритуал с годами усложнялся и дополнялся новыми правилами. Лекарственные свойства чая часто ставились в Японии на второе место, а утоление жажды вообще на третье. Позднее у военных и простого люда Японии чай часто воспринимался как средство утоления жажды. С некоторого времени на большие праздники монахи стали угощать прихожан чаем из огромных пиал, некоторые – порядка 40 см. в диаметре.

В XIV – XV вв. простые японцы активно пили чай, не будучи связаны правилами сарей, которые были обязательны для придворных и военной аристократии.

В то же время, в XIV – XV вв. были распространены соревнования, где знатоки чайной церемонии соревновались в чайном искусстве. Победитель получали ценные китайские предметы, среди которых была и специальная чайная утварь, которую долгое время возили из Китая.

Позднее в Японии нашли подходящую глину, которую, первое время, смешивали с китайской для изготовления чайной утвари. В дальнейшем появилась и многослойная керамика, когда на чашку наносили множество слоёв глазури с обжигом после каждого нового слоя.

Японская культура и традиция существенно видоизменила китайскую церемонию и утварь. Японская таван – чаша для чая, - отличалась от китайской по форме. Итогом изменений стала японская чайная церемония, которая может длиться 5-6 часов.

Считается, что работа над собой, - как и поиск душевной гармонии, - важная составляющая японской чайной церемонии.

Нашла чайная тема отражение и в прикладном искусстве Японии; наиболее типичный пример – мотивы чаепития в японских фигурках нэцкэ.

Как и в России, в Японии предпочитали высококачественный чай, который обозначался как хонча (дословно: настоящий чай).

Большая часть чая, потребляемого в Японии в XIX в., - зелёный чай. Зелёный чай заваривали в специальных миниатюрных чайничках, приливая горячую (но не кипящую) воду из небольших чугунных чайников, разогретых на маленьких комнатных жаровнях.

Чай в Японии XIX в. пили из маленьких чашечек на один или несколько глотков. Японский чай XIX в. представлял из себя терпкую желтоватую жидкость. Как и в Китае, японцы чай пили без сахара. В то же время, этот чай иногда заедали конфетами, либо пили вместе с потреблением риса.

Чаем в Японии начинали и заканчивали обед, а также старались подать гостю сразу при его появлении.

Оригинальная японская чайная церемония, начала ХХ в., зафиксирована на многочисленных фотографиях. В начале ХХ в. в Японии также было выпущено немало почтовых фотографических карточек. На фотографических открытках мы видим чайную церемонию в её разных стадиях, а также одежду японок и многочисленную чайную утварь.

Отдельной частью большой японской чайной культуры был церемониальный чай. Церемониальный чай в Японии XIX в. визуально представлял из себя особую эмульсию или бульон. Огромное значение при потреблении церемониального чая в Японии имели посуда вообще и, в особенности, чашки.

Бедные японцы, которым чай был недоступен, как и в России, нередко потреблял суррогаты чая. В Японии суррогатами чая выступал, в XIX в., целый ряд растений: Lonicera flexuosa, Camellia theifolia, Cassia mimosoides,

Vistaria Sinensis, было и немало других заменителей. 
Технология производства чая в Японии.
Китайский чайный фарфор и керамика.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
25.08.2019