Данная тема огромна и заслуживает отдельного большого исследования. В то же время некоторые моменты относительно истории фарфора являются важными для понимания истории чая.
Когда говорят о фарфоре, в первую очередь, представляют белый фарфор и его более дорогую разновидность - тонкостенный «костяной фарфор», который попадает в Европу не позднее XVIII в.
Китайцам достаточно долго удавалось сохранять секрет изготовления фарфора, в основе которого лежало использование смеси из каолина с рядом добавок.
Среди видов фарфора, который был наиболее интересен европейцам, следует указать на «цинци» - «сине-зелёная керамика». В европейской традиции данный вид фарфора называли «селадон» - от имени героя французского романа «Астрея» XVII в., написанного Оноре д'Юрфе. В романе «Селадон» - изнывающий от любви пастух, носивший зелёную одежду.
Точное время, когда начали изготавливать селадон неизвестно. Есть основания предполагать, что самой технологии около двух тысяч лет. С высокой степенью определённости можно указать на то, что селадон начали производить не позднее Х – XI вв. н.э.
Для изготовления селадона применялся высокотемпературный обжиг (более 1.000 °С), а для получения благородного зелёновато-синего цвета с блеском использовалась специальная глазурь на основе оксида железа. В Китае селадон высоко ценился из-за того, что был похож на нефрит – камень, особо ценимый в китайской культуре.
Селадон имел различные оттенки: светло-зелёный, бледно-голубой, зеленоватый, тёмно-зелёный, светло-голубой и другие переходные оттенки.
В ряде случаев при изготовлении селадона применялись приёмы, приводившие к образованию трещинок (кракелюр) и прожилок, которые придавали изделию более древний вид.
Посуда из селадона имела также ряд дополнительных особенностей, особенно ценных при заваривании чая. Такая посуда медленно нагревалась, медленно остывала («держала тепло»). Многие китайцы считали в древности, что селадон лучше всего подходит для потребления зеленого чая – чисто из эстетических соображений.
Важным этапом в развитии китайского производства стало появление частных мануфактур, способных выпускать большие объёмы массовой продукции. Если до XIX в. производством предметов были отдельные мастера, то в XIX в. в отрасли происходят существенные изменения.
Распространение частной мануфактуры в Китае получило развитие в первой трети XIX в. Тогда появились мануфактуры, производящие стекло, керамику и, в частности, фарфор. На острове Хэнань (Гуанчжоу) появилась мануфактура, на которой работало около 20 человек, изготавливавших чайные фарфоровые чашки.
Отдельный пласт китайской чайной культуры связан с посудой из исинской глины, которая ценится и в наше время.