Чайный рынок Москвы.

Чайный рынок Москвы.

Больших объёмов чайная торговля достигала как за счёт увеличения объёмов (эффекта масштаба), так и за счёт снижения издержек на транспортировку, хранение и продажу чая. Часто экономия приводила к антисанитарии.

Даже в начале ХХ в. многие москвичи возмущались антисанитарией в чайных и бакалейных лавках. «А мясные лавки, бакалейные, чайные и съестные, находящиеся в Оружейном переулке, - что в них делается? Пойти мимо них, не закрыв платком плотно носа, решительно невозможно…» - писала «Столичная молва» за 1 сентября 1908 г..

Антисанитария была бичом не только лавок, но и всей системы общественного питания: она начиналась с качества продуктов и кончалась тем, что даже в приличных ресторанах работали официанты, которые сами питались в антисанитарных условиях.

Газета «Правда» от 8 ноября 1912 г. писала: «столовых почти нет в ресторанах для официантов; если есть, то содержатся антисанитарно и помещаются по соседству с судомойней или клозетом; в ресторане, где нет столовой, официанты обедают и пьют чай, стоя в судомойнях и коридорах». В отношении лавок вообще известны многочисленные случаи, когда чай хранился рядом с уборными….

Разумеется наиболее крупные и уважаемые фирмы делали ставку на качество своего товара и его развеску.

Товарищество «Караван» и Товарищество «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко» наперебой заявляли в своей рекламе, что при взвешивании и упаковке их чая на чаеразвесочных фабриках исключается контакт продукта с руками рабочих, что значительная часть деятельности на развесках автоматизирована.

Чай оказывал значительное влияние на развитие сети кабаков, хотя, в основном, их рост был связан с потреблением водки.

В частности, в 1626 г. в Москве было только 25 кабаков, в 1775 г. на 200 тысяч жителей – 151, в 1805 г. – 116, а в 1866 г. – 1248. Вряд ли столь впечатляющий рост количества кабаков с начала XIX в. был связан только с водкой.

В Москве среди продовольственных магазинов самыми распространёнными были молочные лавки и лавки колониальных товаров (бакалея, чай, кофе), а также булочные, которые «… имелись буквально в каждом квартале. Конкуренция здесь отличалась исключительной жёсткостью».

Чай в Москве с начала ХХ в. начали продавать даже через сеть булочных: «большинство же московских булочников имели один-два магазина, которые обслуживали собственной выпечкой. В начале 1910-х гг. появилась практика устройства в булочных кондитерских отделов с несколькими столиками, за которыми можно было на месте пробовать лакомства, а вместе с ними и необходимость продажи чая».

Чайная торговля всего XIX в. и начала ХХ в. демонстрировала устойчивую тенденцию к росту, несмотря на коррекции на чаеторговом рынке в отдельные периоды времени.

В то же время, когда Россия вошла в период потрясений, а потом и в Первую мировую войну, ситуация на чаеторговом рынке осложнилась.

Правительство начало увеличивать косвенные налоги на ряд товаров:

на сахар, на спички, на махорку, на чай, на керосин и другие товары первой необходимости.

Увеличение косвенных налогов на чай усложнило деятельность чаеторговых фирм.

Изменение условий торговли привело к появлению на чайном рынке новых игроков, которые стали теснить старых лидеров.

Компании и фирмы, торговавшие чаем в Российской им...
Московский чай.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
11.12.2018