Борьба с чаем. Чай и русская православная церковь.

Борьба с чаем. Чай и русская православная церковь.

Чай, кофе и напитки «дочайного» периода в религиозной среде.

 Одними из наиболее старых напитков «дочайного периода» можно назвать взварцы (или – взвары) – напитки, приготовляемые путём заваривания кипятком ягод, лесных, луговых и полевых растений.

Информацию о взварах мы можем почерпнуть из монастырских уставов и этнографической литературы. Взварцы были неплохим средством противодействия цинге и поддержания жизненных сил организма в сложных климатических условиях.

Монахи многих русских монастырей продолжали употреблять эти традиционные русские напитки долгое время, даже после существенного распространения чая. Причиной этого была как стоимость чая, так и то, что этот заграничный товар виделся некоторым из настоятелей и монахов «китайской травкой», «нехристианским» и «басурманским напитком».

Многие из мирян также долгое время потребляли не «классический» чай, а так называемый «монастырский чай» - как раз отвары из традиционных трав.

В настоящее время существует масса самых различных сборников, в которых, в сущности, приводятся рецепты напитков, на основе различных настоев и отваров на природном сырье. В ряде случаев эти рецепты основаны на тех древних русских традициях взваров.

Во второй половине XVIII в. отдельные священнослужители, даже в сельской местности русской провинции, потребляли чай, однако это потребление не было регулярным и, как правило, проходило в гостях у провинциальных дворян.

На факты нерегулярного потребления чая сельскими священниками указывает ряд источников. Можно вспомнить, например, дневник священника Матусевича, где она из дневниковых записей указывает на чаепитие, с последующем переходом на более крепкие напитки: «Пошёл к Николаю Андреевичу [один из провинциальных помещиков местного прихода. – И.С.] в горницу и с приходу чашку чая выпил, а потом рюмку водки и посидя [так в тексте. – И.С.] кушать стали; с начала стола по колпаку водки и по окончании стола изволил приказать пива в бутылках подать, и я выпил 2 стакана больших …».

Надо заметить, что поочерёдное потребление чередованием ряда напитков было на рубеже XVIII – начала XIX вв. достаточно частым явлением: чай чередовали с кофе, водку с пивом, чай с водкой, водку и мёд, даже вино и квас.

В XVIII в. чай продолжал оставаться элитарным и крайне малораспространённых товаром для небольшого числа избранных. В XIX в. чай становится значительно более доступным, для ряда социальных слоёв и, в частности, - священнослужителей.

 В исторических источниках зафиксировано большое количество указаний на потребление чая священнослужителями уже в начале XIX в. Любопытен один документ – Предписание Главного правления Российскоамериканской компании иерею А.П. Соколову о назначении его в колонии РАК, предстоящей деятельности и материальном обеспечении. Датирован документ 7 октября 1815 г. Согласно этому документу РоссийскоАмериканская компания (РАК) обязалась предоставлять иерею и его семье, которые отправлялись в Русскую Америку, по 10 фунтов чая ежегодно.

В воспоминаниях одного из священников рассказывается о его обучении в 1825 г. и указывается на посещением им одного из своих учителей, у которого в доме был самовар из которого наставник и ученик пили чай.

При анализе воспоминаний семинаристов, относящихся в 1820-м гг., мы видим потребление самими семинаристами кваса, а священниками – чая и кофе. Обращает на себя внимание то, что чай и кофе потреблялись уже и «чёрным», и «белым» духовенством, а также преподавателями церковных курсов.

Любопытен в воспоминаниях священника именно тот факт, что кофе потребляет один из высших монашеских чинов (представитель именно «чёрного» духовенства), - традиционно более консервативного в сравнении с «белым».

Прослеживается чёткая иерархия потребления: от сбитня и кваса на низовом уровне бедными семинаристами, до чая на среднем уровне, и потребление кофе на уровне глав приходов и архимандритов.

Складывавшаяся система потребления напитков на разных уровнях церковной иерархии не была жёсткой, но структурирование напитков исходя из социальных статусов, определённо, имела место.

Приглашение в среде обеспеченных священников «приходите пить кофе» или «приходите пить чай» было вполне обыденном для ряда богатых приходов уже в 1820-е гг. Если на такие встречи приглашались любимые семинаристы, они также, на общих основаниях, пили кофе.

Важной причиной низкого потребления кофе в среде семинаристов и священников была его относительная дороговизна. В то же время, при наличии родственников, кофе потреблялся без каких либо нравственных ограничений отдельными священниками начиная с конца XVIII в.

В частности, будущий архимандрит Фотий «был сын причётника, бедный сирота. Участь в Александро-Невской семинарии, он всякий праздник ходил к своей тётке; она угощала его чаем, кофеем, давала ему долю или конец пирога, пять или десять копеек на сбитень; вообще принимала его как мать родная».
Борьба с чаем. Чай в старообрядческой среде.
Деятельность чайных.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
20.09.2019