В период подавления ихэтуаньского восстания (боксёрское восстание) в Китае в 1900 – 1901 гг., в котором принимали участие и русские экспедиционные войска, русские войска, в полном составе, получили возможность потреблять чай в значительных количествах. Чай вошёл в состав пищевого довольствия русского корпуса.
Ежедневное потребление чая, на период нахождения русских войск в ряде районов Китая, стало нормой и для офицеров, и для рядового состава.
Русский автор, журналист, описывавший события на театре военных действий, писал о потреблении чая русскими военными в Китае, в тот же период подавления восстания ихэтуаней: «Прислуга разбивала палатки для генералов и штаба. Подтягивались наши части. Солдаты первым долгом отыскивали воду, наполняли драгоценной влагой свои походные холщёвые ведёрки, резали гаолян, расчищали место, натягивали палатки, разводили костры, кипятили воду в походных кухнях, варили чай и консервы, мылись, искали в деревнях арбузов, дынь, овощей, кур и скот. Офицеры также питались консервами, чаем, сухарями и тем, что можно было добыть в деревнях».
Нередко китайские населённые пункты и деревни, которые разорялись ихэтуанями, встречали русские части чаем: «На обратном пути, одна китайская деревня встретила нас совершенно дружественно, угостила чаем и водой и просила дать ей русских флагов».
Следует также указать, что сохранилось несколько фотографий, на которых мы видим русских военных за чаем и самоварами в указанный период в Китае (период подавления восстания ихэтуаней).
Причиной потребления чая даже солдатами русского экспедиционного корпуса в Китае в 1900 – 1902 гг. было то, что на питание русских войск выделялись достаточно приличные, по тем временам, средства, а продовольствие во внутренних районах Китая имело низкую стоимость.
Русские войска, расположенные в районе Мукдена, получали чай практически постоянно.
Упоминания чая и чаепития в воспоминаниях того периода, применительно к разным ситуациям и русским войскам в Китае, достаточно часто.
Различие в потреблении чая, в период до и после подавления ихэтуаньского восстания, между рядовым и офицерским составом русской армии заключалось, часто, только в потреблении офицерами сопутствующих сладостей к чаю.
Русские офицеры, в период пребывания в Китае, чередовали чай с шампанским, чай пили с печеньем, свежими и сушёными фруктами. Причём такой характер потребления чая был характерен и для индивидуального чаепития, и при посещении русскими офицерами с визитами китайских торговцев, чиновников и вельмож .
В 1900 г. начали проводить и первые опыты, целью которых было выявить возможность использования в качестве напитков для армии суррогатов кофе – солодового напитка и ячменного напитка. Цель была вполне очевидна – использовать в армии напитки на дешёвом отечественном сырье.
Испытания суррогатов кофе проводились в 1900 – 1901 гг. на базе одного из полков русской армии, солдаты которого до этого некоторое время получали чай по довольствию.
Суррогаты кофе приготовлялись в батальонных чанных кубах.
Исследования того времени позволили установить, что русский солдат вполне способен потреблять суррогаты кофе, но лишь в случае, если не имеет возможности приобретать чай за свои средства.
В тех случаях, когда русские солдаты имели возможность пить чай за свои деньги, «они предпочитают чай».
Известно, что некоторое количество чая потреблялось русскими войсками в период русско-японской войны 1904 – 1905 гг. Об этом свидетельствуют отдельные фотографии с театра военных действия того периода и воспоминания ряда авторов.
В 1904 г., на волне общего патриотизма и общественного подъёма, отправляющиеся на Дальний Восток русские солдаты получали от фирмы Н.С. Перлова жестяные чайницы с чаем в подарок, о чём сообщала российская пресса того времени.
Н.В. Воронович вспоминал о ночёвке в период русско-японской войны: «Офицеры, кроме командира, оставшегося на станции со своим неизменные спутником Сахаровым, расположились пить чай также вокруг костра. Напившись чаю и завернувшись в бурки, мы, несмотря на сильный холод, быстро заснули. Ночью костер погас, но мы этого не заметили. Проснувшись на рассвете, я понял, почему мне под буркой стало теплее; за ночь выпал снег и покрыл нас толстым пушистым слоем. Взглянув на моих соседей по ночлегу, я увидел огромные кучи снега, из которых подымался пар».
Возможность использования чая в рационе достаточно быстро оценили в немецкой армии. В одной из дореволюционных газет в 1907 г. появилась информация о том, что император Вильгельм на одной из дипломатических встреч в Потсдаме сообщил американскому военному представителю, что в германской армии планируется заменить пиво на чай.
Причиной таких планов было то, что «по наблюдением военных специалистов, в Германии от этой замены получаются очень благоприятные результаты. В казармах берлинского гарнизона русский самовар сделался настольной вещью» . Не исключено, что конкретно это сообщение могло быть газетной «уткой». В то же время о введении чая в солдатское довольствие, и расширении его потребления в войсках, всерьёз думали в ряде европейских стран.
В период Первой мировой войны чай в некотором количестве попадал как в саму армию, так и в лазареты и другие лечебные учреждения, где солдаты проходили реабилитацию.
Сохранился ряд фотографического материала, где самовары мы видим на фото в лазаретах рядом с военными или сёстрами милосердия. Одно из таких фото есть и в фотоальбомах из собрания Анны Вырубовой .
О месте чая в быту русской армии в период военных действий 1914 – 1915 гг. мы можем судить по ряду открыток, относящихся к данному периоду. На открытках мы видим простых солдат, которые рубят дрова, кипятят чай и тут же его пьют.
Известны, например, почтовые фотокарточки и почтовые открытки с изображением войск русского экспедиционного корпуса во Франции в период Первой мировой войны. На одной из таких почтовых открыток несколько русских солдат пьют чай у полевой кухни.
В наибольшей степени чай и кофе потреблялись в армии офицерским составом. Даже выходившие поваренные книги для армейских поваров и денщиков содержали информацию о чае и кофе с привязкой о том, в какое время и посла каких блюд эти напитки подаются на офицерских собраниях.
В частности, из книжки «Денщик за повара» мы узнаём о сервировке стола, необходимости наличия чая, кофе и конфет на офицерских собраниях и указание на то, что когда собравшиеся «<…> встанут из-за стола, разносят на подносах кофе и чай в маленьких чашках с печеньем».
Для простых солдат чаще всего предполагалось использование разного рода квасов (от 3-х и более видов), киселей и т.п.
Существует также целый ряд фотографий, относящихся, предположительно, к периоду между 1914 и 1916 гг., на которых солдаты русской императорской армии пехотных частей в походных условиях кипятят чай в чайниках на кострах в расположениях своих воинских частей.
К сожалению, значительная часть фотографий периода Первой мировой войны находится в закрытых частных коллекциях и лишь небольшую их часть удаётся выявить и описать. На значительной части фотографий отсутствуют даже даты, а сопроводительные надписи на оборотах не позволяют точно установить время и место съёмок. Проблемы возникают и с выяснением конкретных воинских подразделений и имён военных, попавших на фото с чаепитиями.
Выводы. Расширение потребления чая практически на все социальные слои русского общества привело к насущной необходимости ввести чай в довольствие для рядового состава вооружённых сил Российской империи.
Однако решение о введении чая в рацион солдат постоянно откладывалось.
По свидетельству одного из авторов того времени, который писал о солдатском быте, отсутствие в войсках чая снижало моральных дух солдат, привыкших, до призыва в армию, к чаю.
Крестьяне, испившие на гражданке чаю, и приходившие затем в армию, не хотели уже пить квас. В XIX в. чай не просто попадал в крестьянскую среду, но и стал неотъемлемым элементом крестьянского быта.
В богадельнях, где часто размещались увечные солдаты и офицеры, также нередко подавали чай.