Живопись на тему чая

Живопись на тему чая Живопись на тему чая

Один из политизированных советских искусствоведов, на обороте выпущенной открытки с картиной И.П. Богданова «За расчётом», без малейшего стеснения написал: «Автор запечатлел сцену, которая происходит в доме одного из тех, кто в условиях капитализирующейся России относится к так называемой сельской буржуазии <…> Костяшки счетов этого хозяина-толстосума звучат для рассчитываемого бедняка точно удары кнута».

Картиной, близкой по композиции картине И.П. Богданова можно назвать работу В.Е. Маковского (1846 – 1920) «Наём прислуги», 1891 г. На картине изображена семья с достатком за чаем, и девушка, планирующая устроиться на работу в семью.

Эта картина Богданова также пользовалась большой популярностью в советское время, так как была «политически правильной». Советский искусствовед о картине «Наём прислуги» писал: «Большую симпатию вызывает простая женщина-крестьянка, пришедшая наниматься в прислуги и рассеянно стоящая подвраждебными взглядами изучающих её хозяев».

В работе В.Е. Маковского (1846 – 1920) «Любители соловьёв», написанной в 1872 – 1873 гг., самовар также заставляет сконцентрировать на себе внимание.

Ещё одной интересной работой В.Е. Маковского, где присутствует чайно-самоварная тема, это картина 1900 г. «Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик».
dir="ltr">На акварели П.П. Соколова (1821 – 1899) «Чаепитие» сцена чаепития на природе является центральной сценой.

Чаепитие на природе – общий фон и картины В.М. Максимова (1844-1911) «Всё в прошлом», 1889 г.. Центральная тема здесь, конечно, - увядание помещичьего мира, а самовар своего рода «остаток былой роскоши».

Чайная тема встречается и в качестве фона к основному сюжету картины. В качестве примера можно привести картину И.С. Галкина (1860 – 1915) «Шахматисты», написанную в 1915 г..

Двое шахматистов на фоне сельской природы разыгрывают партию, а на заднем плане стоит самовар, сахарница, и стаканы с чаем. Чай налили, насыпали в стаканы сахар, размешали ложечками, выпили стаканы наполовину и пошли играть в шахматы.

Существует также большой блок произведений живописи, где чайная тема как бы подразумевается, хотя напрямую отражения на картине она и не находит. В частности, искусствоведы указывают на картину Л.И. Соломаткина (1837 – 1883) «У трактира» и пишут, что многие из изображённых на картине пришли не просто за кипятком, они надеются напиться горячего чаю в морозный день.

Чай в изобразительном искусстве и культуре России.
Чай в изобразительном искусстве.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
11.12.2018