Картина «Кухня», приписываемая искусствоведами творчеству Г.А. Крылова (1805-1841), изображает интерьер кухнис присутствующим на ней самоваром. В этой работе ученика А.Г. Венецианова, предметы интерьера изображены четко привязаны к окружающему их пространству. Здесь художник обаращает внимание исключительно на предметы в их взаимосвязи взаимодействии со средой, а так же на их взаимодействие между собой.
Бытовые сценки из жизни привлекали в первую половину XIX в. многих талантливых художников, в частности – П.А. Федотова (1815 –1852).
П.А. Федотов был учеником К.П. Брюллова и А.Н. Зауэрвейда, получил военное образование и вышел в отставку по совету баснописца И.А. Крылова. Хотя, в наибольшей степени, прославили Федотова такие поздние его картины как «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», от художника осталась масса менее известных работ его любимого бытового жанра. К таким можно отнести его исключительно живой рисунок «За чаем».
Предшественником П.А. Федотова был Г.Г. Гагарин (1810 – 1893), - искусный русский рисовальщик первой половины XIX в. Он также отметился интересным для нас рисунком «Купцы у самовара», на которой купцы пьют чай. Именно эти рисунки, очень живые, и побудили Ф.А. Соллогуба написать повесть «Тарантас».
А.А. Агин (1817 – 1875), ещё один живописный последователь Г.Г. Гагарина, отметился великолепным рисунком «Чичиков у Ноздрёва». Мотив чаепития за самоваром мы встречаем и в его не менее красивомрисунке «Чичиков у Коробочки». В его, более поздних по времени работах, также встречается чайная тема.
Чайно-самоварная тема присутствует как важный элемент на многих картинах второй половины XIX в. В частности, на картине В.М. Максимова (1844 – 1911) «Шитьё приданого», 1866 г. Вечер, мечтающая о скорой свадьбе невеста, дети за работой и вносящая в комнату самовар, для вечернего чая, прислужница – такими живыми образами наполнена картина художника В.М. Максимова.
Свадебная тема и самовар, как важный элемент достатка середины XIX в., соседствуют на многих картинах. Самовар часто такой же важный атрибут на картинах, как и иконы и приличная обстановка.
На картине И.М. Прянишникова (1840 – 1894) «В ожидании шафера», 1891 г. присутствуют все необходимые атрибуты семейного достатка и, конечно, в углу красуется начищенный до блеска самовар.
Середина и вторая половина XIX в. богата на рисунки чайной тематики. Характерный пример – рисунок П. Шмелькова «За чашкой чая в трактире».
К классическим работам, безусловно, можно отнести работу Н.С. Третьякова (1857-1896) «Утром на даче», где мы видим утреннее чаепитие.