Чай в европейском быту и культуре.

Чай в европейском быту и культуре.

Видную роль в продвижении чая в Европе сыграли идеи конфуцианства. Европа искала пути развития: старую родовую аристократию и монархии подтачивали капиталистические отношения.

В этих условиях Китай долгое время виделся некоторым европейцам в качестве модели идеального общества. Европейцам виделось, что императорская власть и родовая аристократия в Китае соседствуют с чиновниками, поднимающимися по социальной лестнице благодаря своим талантам и принимают хорошие законы, которым радуются простые люди. Китайская реальность, конечно, сильно расходилась с некоторыми представлениями европейцев о Поднебесной империи.

В то же время представления европейцев о загадочной восточной стране, подкреплённые шёлком и фарфором, способствовали распространению увлечения китайской культурой.

Во дворцах европейских властителей появлялись китайские комнаты, а в дворцовых парках строились китайские павильоны.

Стоит особо вспомнить сады Боболи во Флоренции, где был выстроен чайный павильон, который мы видим на европейских гравюрах начала 1800-х гг. Так европейская элита создавала себе уголок идеального мира.

Российская европеизированная элита послепетровской эпохи не избежала этих новомодных западных увлечений. В некоторых из дворцов окрестностей Санкт-Петербурга также появляются комнаты в китайском стиле и чайные павильоны в дворцовых парках.

Чай постепенно проникал в английский быт и становился частью английской культуры. Англичане тех времён пили чай с ромом, с маслом и даже с куском ростбифа.

В конце XIX – начале ХХ вв., Лондон стал важным центром финансовым центром, значительная часть финансовых операций, обеспечивавших чайную торговлю, велась именно через Лондон.

Важными точками начального распространения чая в рознице ряда европейских стран (помимо аптечной сети) играли, как ни странно, кофейни.

В первых европейских кофейнях континентальной Европы помимо кофе, шоколада и различных прохладительных напитков подавался и чай.

Как и в Японии, первые кофейни в Европе были привилегией мужчин, которые собирались здесь, чтобы покурить, обсудить свои дела, почитать газеты.

В 1792 – 1793 гг. под началом опытного дипломата и чиновника лорда Дж. Макартни (G. Macartney, 1737 – 1806), бывшего некоторое время послом в России, в Китай было отправлено английское посольство. Посольство имело целью добиться для английских купцов особых привилегий на китайском рынке.

Среди большого количества различных уступок в торговле, которых требовали от китайских властей англичане посольства Дж. Макартни, было стремление добиться открытия для торговли с англичанами новых портов. Любопытно, что англичан интересовали порты, расположенные вблизи районов производства шёлка и чая.

Русские путешественники, посещая Италию в течение всего XIX в., постоянно жаловались в своих письмах на Родину, что не могут здесь допроситься чая.

В огромном количестве заведений по всей Италии было кофе и какао, но купить чаю было невозможно.

Многие итальянские торговцы даже не знали, что это такое – «чай». 

Доставка чая в Западную Европу морем. Амой и Канто...
Ост-Индская компания. Английская политика.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
27.04.2024