Видную роль в продвижении чая в Европе сыграли идеи конфуцианства. Европа искала пути развития: старую родовую аристократию и монархии подтачивали капиталистические отношения.
В этих условиях Китай долгое время виделся некоторым европейцам в качестве модели идеального общества. Европейцам виделось, что императорская власть и родовая аристократия в Китае соседствуют с чиновниками, поднимающимися по социальной лестнице благодаря своим талантам и принимают хорошие законы, которым радуются простые люди. Китайская реальность, конечно, сильно расходилась с некоторыми представлениями европейцев о Поднебесной империи.
В то же время представления европейцев о загадочной восточной стране, подкреплённые шёлком и фарфором, способствовали распространению увлечения китайской культурой.
Во дворцах европейских властителей появлялись китайские комнаты, а в дворцовых парках строились китайские павильоны.
Стоит особо вспомнить сады Боболи во Флоренции, где был выстроен чайный павильон, который мы видим на европейских гравюрах начала 1800-х гг. Так европейская элита создавала себе уголок идеального мира.
Российская европеизированная элита послепетровской эпохи не избежала этих новомодных западных увлечений. В некоторых из дворцов окрестностей Санкт-Петербурга также появляются комнаты в китайском стиле и чайные павильоны в дворцовых парках.
Чай постепенно проникал в английский быт и становился частью английской культуры. Англичане тех времён пили чай с ромом, с маслом и даже с куском ростбифа.
В конце XIX – начале ХХ вв., Лондон стал важным центром финансовым центром, значительная часть финансовых операций, обеспечивавших чайную торговлю, велась именно через Лондон.
Важными точками начального распространения чая в рознице ряда европейских стран (помимо аптечной сети) играли, как ни странно, кофейни.
В первых европейских кофейнях континентальной Европы помимо кофе, шоколада и различных прохладительных напитков подавался и чай.
Как и в Японии, первые кофейни в Европе были привилегией мужчин, которые собирались здесь, чтобы покурить, обсудить свои дела, почитать газеты.
В 1792 – 1793 гг. под началом опытного дипломата и чиновника лорда Дж. Макартни (G. Macartney, 1737 – 1806), бывшего некоторое время послом в России, в Китай было отправлено английское посольство. Посольство имело целью добиться для английских купцов особых привилегий на китайском рынке.
Среди большого количества различных уступок в торговле, которых требовали от китайских властей англичане посольства Дж. Макартни, было стремление добиться открытия для торговли с англичанами новых портов. Любопытно, что англичан интересовали порты, расположенные вблизи районов производства шёлка и чая.
Русские путешественники, посещая Италию в течение всего XIX в., постоянно жаловались в своих письмах на Родину, что не могут здесь допроситься чая.
В огромном количестве заведений по всей Италии было кофе и какао, но купить чаю было невозможно.
Многие итальянские торговцы даже не знали, что это такое – «чай».