Заменители чая у различных народов Российской империи.

Заменители чая у различных народов Российской империи.

Русские путешественники, торговцы и исследователи, осваивая новые земли, обращали внимание на быт и традиции коренных народов. Осталось достаточно много различных воспоминаний, в которых рассказывается о традиционных напитках в разных регионах Российской империи. На Амуре была традиция пить чай, содержащий примеси местных трав. Один из русских путешественников вспоминал, как он пил такой чай с травами: «Был приготовлен самими хозяевами (простыми казаками, а не офицерами) чай с разными сибирскими снадобьями, неказистыми, но очень вкусными». В ряде регионов Сибири, в Забайкалье, на Алтае активно потреблялся бадан (Bergenia), также известный там как «чагырский» чай.

Многие русские поселенцы в Сибири активно заготавливали, продавали и потребляли бадан. Долгое время бадан был не менее важным товаром, чем чай и, по свидетельству англичанина Самуила Коллинса доставлялся в Россию из Китая: «Оттуда [из Китая через Сибирь] он [неназванный торговец, знакомый Коллинса] привёз чаю (Chay) и Бадьяну (Bour Dian). 

Бадьяном называется Anisum Indienun Stellatum. Купцы говорят, что он употребляется с сахаром (также как и у нас в Англии) и считается очень полезным от болезни лёгких (flatus Hypochondriaci) и желудочного расстройства. Он привозится завёрнутым по фунтам в бумаге, на которой написаны Китайские буквы». Старообрядцы, не принимавшие «басурманское зелье» – китайский чай, наши в Сибири ему множество различных замен. Достаточно активно напитки изготавливали из растений семейства кисличных (Oxalidaceae). 

Староверы пили также курильский чай (пятилистник кустарниковый, турусульник), заваривали листья смородины и брусники (брусничник).

Также староверы приготовляли напитки из чаги (берёзовый гриб, Inonotus obliquus) и шульты (гнилой сердцевины берёзы). Следует заметить, что далеко не все староверы не принимали китайский чай. В отличие от кофе, многие старообрядцы не видели зла в «ханской травке» - чае. Более того, было немало чаеторговцев- старообрядцев, которые и сами пили чай, и торговали им. Чтобы не быть голословным, можно привести пример конца 18 – начала XIX в., - Толстикова Якова Филипповича. Старообрядец из Екатеринбурга, крупный промышленник и торговец. 

Он торговал чаем. С 1805 по 1811 гг. он даже был городским головой Екатеринбурга. Таких примеров много. Долгое время активно и многими народами России потреблялся ревень. Его собирали как на территориях самой России, так и в огромных количествах закупали в Китае. Более того, корень ревеня, закупавшийся массово у китайцев, реэкспортировался в ряд европейских стран. У бурят был популярен так называемый «улаажаргын сай» («улаажаргыр сай»). Технология его была незатейлива: пожухшие и свернувшиеся листья кипрея собирали и укладывали в подходящую посуду. 

Их смачивали свежей заваркой того же улаажаргын сая и ставили в тепло для ферментации, потом заваривали с добавлением молока. В Бурятии улаажаргын сай популярен и в наше время. Поскольку технологии изготовления улаажаргын сая и копорского чая схожи, это даёт основания и для ещё одного предположения. Это может (пусть и косвенно) указывать на то, что по Великому чайному пути через Бурятию одновременно завезли и дорогой китайский чай и дешевый, весьма доступный, способ его подделки. Жители Курильских островов в XVII – XIX вв. потребляли напиток «из желтоватых листьев; они считают его лекарством от колик».

В российском Поволжье в XIX в. активно пили напиток из чабреца (он же – тимьян ползучий, thymus serpyllum). Нередко к напитку из чабреца добавляли солодку щетинистую (glycyrrhiza echinata). Активно потреблялись напитки из различного растительного сырья в XVIII – XIX вв. башкирами и русскими поселенцами на Урале. Жители Ярославской губернии с XVIII в. достаточно активно заготавливали листья лесной земляники (Fragária vésca). «Земляничный чай», как его активно называли в народе, достаточно активно подавался даже на Нижегородской ярмарке как дешёвая замена дорогому китайскому чаю. 

Бедные жители Средней Азии и Туркестана в XIX в. достаточно активно потребляли напиток из нескольких видов растения душицы (origanum). Один из русских купцов в городе Верном (современная Алма- Ата) в XIX в. обращался к властям с ходатайством о привилегии на изготовление «русского чая» на основе душицы. Значительно количество душицы обыкновенной (origanum vulgare), и травяных смесей на её основе, с конца XIX в. завозилось в Россию из Китая. Продукт стоил дешевле китайских чаёв и спрос на него на рынке рождал предложение. 

Нередко такая смесь прессовалась в большие плитки, брикеты и бесформенные куски и уже в этом виде поступала из Китая в ряд регионов Средней Азии, присоединённой к тому времени к России. Изготавливался напиток из листьев кавказской брусники. Её часто использовали и для фальсификации чая. Такой фальсификат был известен на Кавказе под названиями «кавказский чай» и «батумский чай». Его часто подмешивали к чаю, производимому русскими чайными плантациями на Кавказе. Для приготовления напитков также использовались липовый цвет, листья яблони и дуба, зверобой, шалфей, ромашку и другие травы.

Общая история и культура чая. Чай в Китае и Корее.
«Чай» из трав и сушёных фруктов.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
16.11.2019