Некоторые особенности русской чайной торговли

Некоторые особенности русской чайной торговли

Чайная торговля в России ещё с конца XVIII века, когда появился устойчивый сбыт, привлекала к себе внимание самых различных торговцев: разных как по своему этническому происхождению, так и по вероисповеданию. Чай был очень универсален, его можно было пить в пост православным (хотя процесс признания церковью данного напитка в качестве допустимого был длительным), чай не запрещал Коран, да и иудеи любили его как кошерный продукт. Даже некоторая часть старообрядцев считала вполне возможным пить чай и торговать им. Более спокойное отношение к чаю (нежели к кофе) стимулировало занятие чайной торговлей людей разных этносов и разной религиозной принадлежности. Среди наиболее удачливых в чайной торговле в России были не только русские, но выходцы из Франции, Германии (так называемые «русские немцы»), иудеи, мусульмане ряда регионов. В ряде «кофейных регионов» Российской Империи, – Польше и Финляндии, – также было некоторое количество чаеторговцев из местного населения. Важно отметить то, что долгое время чайная торговля фактически вообще была закрыта для иностранцев, – Манифестом от 13 января 1807 года иностранным купцам было запрещено быть акционерами русских Торговых Домов. Протекционизм, по отношению к чайной торговле, существовал в Российской Империи длительное время в разных формах. В частности, в протекционистских целях, запрещался ввоз чая по западной границе Империи и морем.

В ряде случаев протекционизм в русской чайной торговле был ответом на торговую политику Англии и ряда других стран. Чай был весомым аргументом в торговых войнах с Англией. В отдельные периоды происходила либерализация чайного рынка. Многие иностранцы традиционно обходили русские законодательные запреты, записываясь в русское подданство. Благодаря принятию русского подданства иностранцы частично ассимилировались в русскую торговую среду, при этом, продолжали сохранять связи с исторической Родиной, обособленную культуру и религиозные верования. Многие выходцы из Германии (такие как представители клана Вогау – Марк – Банза – Шумахеры) и Франции (Катуары) достигли фантастических высот в торговле чаем в Российской Империи благодаря принятию русского подданства. Помимо законодательных ограничений на государственном уровне, уставы многих Товариществ, которые во второй половине XIX века нарождались из Торговых Домов, имели специальные параграфы, которые запрещали участие иностранного капитала, а, в отдельных случаях, и участие в деле лиц иного, нежели православное, вероисповедания. Более того, «Семья» (в широком смысле этого слова, близкое, в данном случае, к термину «Клан») практически всегда, согласно уставу многих Товариществ, имела право приоритетного выкупа акций, в случае выхода кого-то из общего дела. Причиной ввода подобных параграфов в уставы фирм было банальное желание сохранить семейный контроль над фирмой в условиях необходимости привлечения заёмных средств на развитие бизнеса, что стало особенно важным во второй половине XIX века. Именно в этих целях вводились уставные ограничения на операции с паями, участие лиц иного вероисповедания, заведомо завышенная стоимость пая и другие юридические и казуистические ухищрения.

На русском чаеторговом рынке существовали достаточно замкнутые семьи и кланы «русских немцев», «русских французов», иудейские кланы, грузинские, греческие, армянские и масса семей других этносов – все они были достаточно замкнуты и, как правило, не подразумевали участие в бизнесе посторонних людей. В начале ХХ века на чайном рынке России пытались закрепиться китайские торговцы. Китайские чайные магазины были в Москве и Санкт-Петербурге, периодически очередная группа китайских торговцев пыталась создать артель для открытия совместной торговли чаем и другими товарами. К началу ХХ века российские чаеторговые фирмы контролировали не только рынок чая внутри Империи, они заняли значительную часть рынков Восточной и Западной Европы, одна из русских компаний пыталась закрепиться на внутреннем рынке Соединённых Штатов Америки и даже открыла склад своих чаёв в США. На внешних рынках российское купечество играло на равных со своими европейскими конкурентами: французской семьёй Марьяж (Mariage) и англичанами из фирмы Твайнинг (Twinings). Более того, российские чаеторговые компании фактически выдавили англичан с внутреннего чайного рынка Китая и взяли под контроль значительную часть лучшего чайного сырья, производимого в Поднебесной Империи. Лишь в революционный период и период Гражданской войны в России отлаженная чаеторговая система, по ряду причин, начала распадаться. В частности – в период Гражданской войны, когда торговые связи Дальнего Востока с Центральной Россией (где располагались Главные Конторы чаеторговых компаний) оказались разорванными, вели торговлю чаем на Дальнем Востоке и японские фирмы, в частности, «Мацуда». Некоторые российские чаеторговые фирмы были одними из лидеров мирового рынка. Российские чаеторговцы, по уровню своего влияния на экономику своей страны, опережали чаеторговцев ряда ведущих стран Запада. Кризис русской чайной торговли был вызван внутренними революционными процессами и усиление его пришлось на Первую мировую войну. Последовавшая затем Октябрьская Революция 1917 года, национализация чайных активов, Гражданская война с последующей изоляцией страны от внешнего мира довершили разрушение русской «чайной сказки».

Соколов И.А. Чай и чайная торговля в России и ряде других государств с 1860 по 1917 гг.: по ма-териалам российской дореволюционной периодики // Различ-ные аспекты русской истории и культуры: межкультурный диалог: [сборник научных публикаций] [Текст] / Под ред. С.А. Репинецкого и др. – М., 2012. – 148 с.; илл. – ISBN 978-5-9973-1843-7 – С. 108 – 134.​

Чай и его польза для организма человека.
Горы и воды в садах с помощью камней.
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
28.05.2018